15.07.2020
Туристско-краеведческая деятельность с детьми 6-7 лет
В дошкольном возрасте
происходит достаточно быстрое развитие интенсивное развитие эмоциональной
нравственно-волевой и интеллектуальной сфер личности ребенка. Дети начинают
усваивать ценности того общества, в котором они живут. Именно поэтому туристско-краеведческая деятельность должна
вводиться в детском саду – в том возрасте, когда начинается процесс становления
ребенка как личности.
Туристско-краеведческая деятельность в детском саду
является одним из главных способов передачи детям тех знаний о родном крае, которые
способствуют формированию нравственных
качеств и воспитанию любви к своей малой родине. Она позволяет понять
связи родного города, села, деревни с
Родиной, осознать, что твой город – это часть великой страны, с историей и
культурой которой нужно и должно гордиться и изучать, помогает формировать нравственные
понятия и чувства.
Туристско-краеведческая деятельность является тем
значительным педагогическим средством,
способствующим вовлечению детей дошкольного
возраста в художественное творчество, расширяет возможности распространения
знаний об искусстве родного края,
об особенностях его современной жизни.
В дошкольном возрасте
ребенок получает основы личностной культуры, ее основы, соответствующие
общечеловеческим духовным ценностям. В состав основы личностной культуры входит,
в том числе и ориентировка ребенка в окружающей его природе, в явлениях
общественной жизни, предметах,
которые созданы руками человека, в явлениях своей жизни и деятельности, в себе самом.
Материал,
собранный краеведам (старожилами села),
имеет немаловажное значение в развитии кругозора дошкольников, расширении их
интеллектуального потенциала. Он является основой построения работы по
ознакомлению детей с родным краем и
воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес
движет детьми, и заставляет их получать как можно больше информации о родном крае, это
способствует воспитанию таких чувств, как привязанность и любовь, а они, в свою
очередь, побуждают к возникновению желания и потребности узнать как можно
больше нового и интересного о своем городе, о своем родном крае.
Основная идея туристско-краеведческой деятельности
заключается в формировании у детей 6-7 лет системных знаний по
истории и культуре родного края,
воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.
В основу этой идеи
легли следующие дидактические принципы:
1. Принцип историзма.
Этот принцип
реализуется путем сохранения хронологической последовательности описываемых
явлений и отнесения их к трем временным параметрам: прошлое – настоящее – будущее. Так, если с детьми изучают историю родной местности, города, села
(прошлое, то следует знакомить их и с их современным состоянием (настоящее, а
также перспективами обновления и развития (будущее). Этот
подход обучает детей глубже
понимать и осмысливать всю последовательность событий, выявлять
причинно-следственные связи, а также содействует тому, что у детей последовательно формируется историческое
мышление.
2. Принцип гуманизации.
Этот принцип предполагает то, что педагог со
своим умением и опытом может встать на позицию ребенка, может учитывать его
точку зрения, его чувства, эмоции, не игнорировать ребенка, а видеть в нем
полноправного человека и партнера, а также ориентироваться на общепринятые
понятия, такие как: любовь к родине, семье и своему Отечеству.
3. Принцип дифференциации.
Заключается в том,
чтобы создать ребенку оптимальные условия для раскрытия потенциала каждого
ребенка в процессе освоения им знаний о родном
крае. Для этого необходимо учитывать возраст детей, накопленный ими опыт,
эмоциональную и познавательную сферу и их особенности.
4. Принцип интегративности.
Предполагает тесное сотрудничество с семьями
воспитанников, с социокультурными объектами города: выставками,
библиотеками, музеями. Содержание краеведческого
материала определяется с учетом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с
историко-культурными особенностями края.
5. Принцип наглядности.
Заключается в
наглядном донесении до детей
информации, которая была бы интересна и доступна, это делается путем
изготовления пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала.
В процессе формирования основ
туристско-краеведческой деятельности ребенок:
- определяет свою социальную
роль в обществе;
-получает определенную систему знаний
о связях и взаимозависимостях человека, животных, растительного мира и мира
людей родного края, об особенностях
общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него
самого;
-овладевает представлениями о себе, своей
семье, своей принадлежности к определенной
нации, элементарной историей своего рода, народа;
- имеет
элементарные представления об
истории родного города, его достопримечательностях;
- развивает память, мышление, воображение, расширяет словарный запас;
- приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в
процессе общения друг с другом;
- развивает самостоятельность, творчество, инициативность;
- учится самоорганизации, взаимопомощи.
Важным фактором при
ознакомлении детей с родным
городом (селом) и краем является предметно-развивающая среда, которая
позволяет ребенку в определенном
предметно-развивающем пространственном окружении приобрести идеалы,
овладеть культурой и развить эстетический вкус. Предметно-развивающая
среда, таким образом, выполняет две функции: информационную и развивающую.
Важнейшим условием
эффективности и результативности туристско-краеведческой
деятельности с детьми дошкольного возраста является понимание их
родителями необходимости патриотического воспитания, их помощь воспитателям в
этом направлении. Работа с родителями может проходить в форме коллективных
обсуждений нюансов проведения будущих экскурсий, прогулок, походов, выработке
совместных решений. Прежде всего, следует проинформировать родителей
о начале и содержании туристической
подготовке детей; дать советы родителям по поддержанию единых требований
к режиму дня ребенка, проведению закаливающих мероприятий; дать рекомендации,
как подготовить одежду и личное снаряжение ребенка для кратковременных туристских прогулок. Далее
следует спланировать содержание и методику подготовительной педагогической
работы с детьми. Целью этого этапа работы является создание у детей дошкольного возраста
правильного позитивного психологического настроя на новый для них вид деятельности. Перед детьми должна
быть поставлена задача как можно лучше подготовиться к предстоящим экскурсиям и прогулкам: больше знать, уметь и быть готовым
ко всякого рода трудностям и испытаниям. В связи с этим дети включаются в
разнообразную деятельность:
познавательную, двигательную, игровую, художественно-творческую.
Основными формами туристско-краеведческой деятельности
детей дошкольного возраста является тематическая прогулка,
экскурсия, поход. Основным методом воспитания в данном направлении можно
отнести игровой, поскольку именно игровые приемы являются основой развития
ребенка в дошкольном возрасте, придают эмоциональную окрашенность каждому
путешествию в окружающий мир. Основной формой познания
окружающего мира является в данном случае наблюдение, а подведение итогов каждого
путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы:
рисунки, лепку, создание фотоотчета, аппликации, конструирование.
Экскурсии и прогулки
за пределы детского
образовательного учреждения можно проводить, начиная с пятилетнего возраста. В
детском саду дети подготовительной группы обладают повышенной степенью
самостоятельности и организованности, это является обязательным условием
проведения длительных прогулок за пределами
детского учреждения. Здесь речь идет о дошкольном туризме, решающем не только
воспитательные и образовательные задачи, а также и оздоровительные задачи,
которые совершенствуют двигательные способности детей,
и способствуют тому, что дети осваивают простейшие туристские умения и навыки. Для детей старшего дошкольного
возраста туристская прогулка является
вполне приемлемой и доступной формой
организации деятельности детей. Туристские прогулки
оказывают ярко выраженный оздоровительный эффект, который получается как
следствие разнообразной двигательной активности, а также совместного
воздействия на организм ребенка природных
факторов: воздуха, солнца, воды. Дети старшего дошкольного возраста при
занятиях туристической деятельностью ведут
целесообразную двигательную активность, которая им необходима при так
называемом двигательном голоде. Если такие туристские прогулки
проводятся регулярно, у детей старшего
дошкольного возраста активизируется двигательный режим.
Туристскими прогулками может заниматься любой
ребенок, если у него отсутствуют серьезные патологии. Туризм это прекрасное средство
оздоровления, которое общедоступно и рекомендуется всем взрослым и
детям. А универсальность туризма
в том, что он всесезонен. Детям старшего дошкольного возраста вполне
доступно освоение простейших туристских
умений и навыков, значительно обогащающих их двигательную деятельность и закладывающих
фундамент для более серьезных занятий туризмом позже
в школьные годы. У детей,
занимающихся туризмом,
появляется первый походный опыт и необходимые навыки выживания в природной среде (умение
ориентироваться на местности, ставить палатку, тушить костер, оказывать первую
помощь пострадавшему). А самое главное, у детей,
занимающихся туризмом, формируются качества личности,
которые им будут необходимы в дальнейшей жизни это самостоятельность,
ответственность, самоорганизация и воля. На развитие всех психических процессов
дошкольников, а также внимания, мышления и памяти, оказывает благотворное
влияние изучение начальных основ спортивного ориентирования (движение по карте, знание топографических знаков, работа с
компасом).
Туристские прогулки это не только яркие и
положительные эмоции, это возможность узнать себя, оценить свои способности,
показать свои силы и преодолеть новые препятствия. Туризм, как и любой другой вид спорта,
способствует формированию дисциплины
и порядка, который необходим ребенку с малых лет, это также возможность
интересно и содержательно организовать свой досуг. Если интересно и
увлекательно организована туристская прогулка
или любая другая двигательная деятельность
в природных условиях, у детей возникает
интерес заниматься физической культурой, спортом и мотивация вести здоровый
образ жизни.
Любая туристская прогулка для детей подготовительной
группы начинается с ознакомления их с историей родного
города и края. В процессе этого восприятия у детей развивается
любознательность, появляются различные вопросы, на которые они со взрослым
находят ответы, тем самым формируются
мышление, речь, расширяется кругозор и закладывается основа
национального самосознания.
Удивительный мир
природы воздействует на детей старшего
дошкольного возраста своим разнообразием и новизной. У ребенка возникает
желание узнать и раскрыть все тайны природы. Педагог должен не упустить
возможность помочь ему в этом, обращая внимание на красоту и особенности
сезонных изменений. Вместе с воспитателем дети узнают о родном крае, собирают
лекарственные травы, помогают исчезающим видам животных.
С целью экологического
образования детей проводятся туристско-краеведческие прогулки
тематического характера. Такая прогулка характеризуется тем, что в нее включена
природоохранная работа, дети участвуют в различных экологических акциях. Одним
из эффективных методов ознакомления детей
с историей родного края и воспитания чувства патриотизма является
прогулка по историческим достопримечательностям родного
города (села).
Экскурсия -
важная форма туристско-краеведческой
деятельности, помогающая педагогу в его воспитательной работе с детьми.
Она вызывает интерес у детей и
помогает взрослым найти нужную направленность в общении с ними, способствует
развитию чувства патриотизма и гордости за свою родину.
Туристско-краеведческая деятельность воспитывает у детей дошкольного возраста уважение, гордость за ту землю, на которой они
родились, живут, помогает им полнее, содержательнее, доступнее узнать историю и
культуру своей малой родины. Всё это залог того, что в будущем дети с еще
большим вниманием и уважением будут относиться к истории и культуре других
народов, т. е. у ребенка формируется такое
понятие как толерантность.
На уровень знаний о
явлениях и объектах окружающего мира и положительного эмоционального отношения
к ним влияют формы, средства, методы и приемы туристско-краеведческой деятельности,
а самое главное, формирование детского
опыта на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.08.2021
Дата обновления: 26.08.2021
Дата публикации: 15.07.2020