Туристско-краеведческая деятельность с детьми 6-7 лет

15.07.2020

Туристско-краеведческая деятельность с детьми 6-7 лет

В дошкольном возрасте происходит достаточно быстрое развитие интенсивное развитие эмоциональной нравственно-волевой и интеллектуальной сфер личности ребенка. Дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Именно поэтому туристско-краеведческая деятельность должна вводиться в детском саду – в том возрасте, когда начинается процесс становления ребенка как личности.

Туристско-краеведческая деятельность в детском саду является одним из главных способов передачи детям тех знаний о родном крае, которые способствуют формированию нравственных качеств и воспитанию любви к своей малой родине. Она позволяет понять связи родного города, села, деревни с Родиной, осознать, что твой город – это часть великой страны, с историей и культурой которой нужно и должно гордиться и изучать, помогает формировать нравственные понятия и чувства. 

Туристско-краеведческая деятельность является тем значительным педагогическим средством, способствующим вовлечению детей дошкольного возраста в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни.

В дошкольном возрасте ребенок получает основы личностной культуры, ее основы, соответствующие общечеловеческим духовным ценностям. В состав основы личностной культуры входит, в том числе и ориентировка ребенка в окружающей его природе, в явлениях общественной жизни, предметах, которые созданы руками человека, в явлениях своей жизни и деятельности, в себе самом.

Материал, собранный краеведам (старожилами села), имеет немаловажное значение в развитии кругозора дошкольников, расширении их интеллектуального потенциала. Он является основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем и воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес движет детьми, и заставляет их получать как можно больше информации о родном крае, это способствует воспитанию таких чувств, как привязанность и любовь, а они, в свою очередь, побуждают к возникновению желания и потребности узнать как можно больше нового и интересного о своем городе, о своем родном крае.  

Основная идея туристско-краеведческой деятельности заключается в формировании у детей 6-7 лет системных знаний по истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

В основу этой идеи легли следующие дидактические принципы:

1. Принцип историзма.

Этот принцип реализуется путем сохранения хронологической последовательности описываемых явлений и отнесения их к трем временным параметрам: прошлое – настоящее – будущее. Так, если с детьми изучают историю родной местности, города, села (прошлое, то следует знакомить их и с их современным состоянием (настоящее, а также перспективами обновления и развития (будущее). Этот подход обучает детей глубже понимать и осмысливать всю последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, а также содействует тому, что у детей последовательно формируется историческое мышление.

2. Принцип гуманизации.

Этот принцип предполагает то, что педагог со своим умением и опытом может встать на позицию ребенка, может учитывать его точку зрения, его чувства, эмоции, не игнорировать ребенка, а видеть в нем полноправного человека и партнера, а также ориентироваться на общепринятые понятия, такие как: любовь к родине, семье и своему Отечеству.

3. Принцип дифференциации.

Заключается в том, чтобы создать ребенку оптимальные условия для раскрытия потенциала каждого ребенка в процессе освоения им знаний о родном крае. Для этого необходимо учитывать возраст детей, накопленный ими опыт, эмоциональную и познавательную сферу и их особенности.

4. Принцип интегративности.

Предполагает тесное сотрудничество с семьями воспитанников, с социокультурными объектами города: выставками, библиотеками, музеями. Содержание краеведческого материала определяется с учетом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями края.

5. Принцип наглядности.

Заключается в наглядном донесении до детей информации, которая была бы интересна и доступна, это делается путем изготовления пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала.

В процессе формирования основ туристско-краеведческой деятельности ребенок:

- определяет свою социальную роль в обществе;

-получает определенную систему знаний о связях и взаимозависимостях человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;

-овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода, народа;

- имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;

- развивает память, мышление, воображение, расширяет словарный запас;

- приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом;

- развивает самостоятельность, творчество, инициативность;

- учится самоорганизации, взаимопомощи.

Важным фактором при ознакомлении детей с родным городом (селом) и краем является предметно-развивающая среда, которая позволяет ребенку в определенном предметно-развивающем пространственном окружении приобрести идеалы, овладеть культурой и развить эстетический вкус. Предметно-развивающая среда, таким образом, выполняет две функцииинформационную и развивающую.

Важнейшим условием эффективности и результативности туристско-краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста является понимание их родителями необходимости патриотического воспитания, их помощь воспитателям в этом направлении. Работа с родителями может проходить в форме коллективных обсуждений нюансов проведения будущих экскурсий, прогулок, походов, выработке совместных решений. Прежде всего, следует проинформировать родителей о начале и содержании туристической подготовке детей; дать советы родителям по поддержанию единых требований к режиму дня ребенка, проведению закаливающих мероприятий; дать рекомендации, как подготовить одежду и личное снаряжение ребенка для кратковременных туристских прогулок. Далее следует спланировать содержание и методику подготовительной педагогической работы с детьми. Целью этого этапа работы является создание у детей дошкольного возраста правильного позитивного психологического настроя на новый для них вид деятельности. Перед детьми должна быть поставлена задача как можно лучше подготовиться к предстоящим экскурсиям и прогулкам: больше знать, уметь и быть готовым ко всякого рода трудностям и испытаниям. В связи с этим дети включаются в разнообразную деятельность: познавательную, двигательную, игровую, художественно-творческую.

Основными формами туристско-краеведческой деятельности детей дошкольного возраста является тематическая прогулка, экскурсия, поход. Основным методом воспитания в данном направлении можно отнести игровой, поскольку именно игровые приемы являются основой развития ребенка в дошкольном возрасте, придают эмоциональную окрашенность каждому путешествию в окружающий мир. Основной формой познания окружающего мира является в данном случае наблюдение, а подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы: рисунки, лепку, создание фотоотчета, аппликации, конструирование.

Экскурсии и прогулки за пределы детского образовательного учреждения можно проводить, начиная с пятилетнего возраста. В детском саду дети подготовительной группы обладают повышенной степенью самостоятельности и организованности, это является обязательным условием проведения длительных прогулок за пределами детского учреждения. Здесь речь идет о дошкольном туризме, решающем не только воспитательные и образовательные задачи, а также и оздоровительные задачи, которые совершенствуют двигательные способности детей, и способствуют тому, что дети осваивают простейшие туристские умения и навыки. Для детей старшего дошкольного возраста туристская прогулка является вполне приемлемой и доступной формой организации деятельности детейТуристские прогулки оказывают ярко выраженный оздоровительный эффект, который получается как следствие разнообразной двигательной активности, а также совместного воздействия на организм ребенка природных факторов: воздуха, солнца, воды. Дети старшего дошкольного возраста при занятиях туристической деятельностью ведут целесообразную двигательную активность, которая им необходима при так называемом двигательном голоде. Если такие туристские прогулки проводятся регулярно, у детей старшего дошкольного возраста активизируется двигательный режим.

Туристскими прогулками может заниматься любой ребенок, если у него отсутствуют серьезные патологии. Туризм это прекрасное средство оздоровления, которое общедоступно и рекомендуется всем взрослым и детям. А универсальность туризма в том, что он всесезонен. Детям старшего дошкольного возраста вполне доступно освоение простейших туристских умений и навыков, значительно обогащающих их двигательную деятельность и закладывающих фундамент для более серьезных занятий туризмом позже в школьные годы. У детей, занимающихся туризмом, появляется первый походный опыт и необходимые навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, ставить палатку, тушить костер, оказывать первую помощь пострадавшему). А самое главное, у детей, занимающихся туризмомформируются качества личности, которые им будут необходимы в дальнейшей жизни это самостоятельность, ответственность, самоорганизация и воля. На развитие всех психических процессов дошкольников, а также внимания, мышления и памяти, оказывает благотворное влияние изучение начальных основ спортивного ориентирования (движение по карте, знание топографических знаков, работа с компасом).

Туристские прогулки это не только яркие и положительные эмоции, это возможность узнать себя, оценить свои способности, показать свои силы и преодолеть новые препятствия. Туризм, как и любой другой вид спорта, способствует формированию дисциплины и порядка, который необходим ребенку с малых лет, это также возможность интересно и содержательно организовать свой досуг. Если интересно и увлекательно организована туристская прогулка или любая другая двигательная деятельность в природных условиях, у детей возникает интерес заниматься физической культурой, спортом и мотивация вести здоровый образ жизни.

Любая туристская прогулка для детей подготовительной группы начинается с ознакомления их с историей родного города и края. В процессе этого восприятия у детей развивается любознательность, появляются различные вопросы, на которые они со взрослым находят ответы, тем самым формируются мышление, речь, расширяется кругозор и закладывается основа национального самосознания.

Удивительный мир природы воздействует на детей старшего дошкольного возраста своим разнообразием и новизной. У ребенка возникает желание узнать и раскрыть все тайны природы. Педагог должен не упустить возможность помочь ему в этом, обращая внимание на красоту и особенности сезонных изменений. Вместе с воспитателем дети узнают о родном крае, собирают лекарственные травы, помогают исчезающим видам животных.

С целью экологического образования детей проводятся туристско-краеведческие прогулки тематического характера. Такая прогулка характеризуется тем, что в нее включена природоохранная работа, дети участвуют в различных экологических акциях. Одним из эффективных методов ознакомления детей с историей родного края и воспитания чувства патриотизма является прогулка по историческим достопримечательностям родного города (села).

Экскурсия - важная форма туристско-краеведческой деятельности, помогающая педагогу в его воспитательной работе с детьми. Она вызывает интерес у детей и помогает взрослым найти нужную направленность в общении с ними, способствует развитию чувства патриотизма и гордости за свою родину.

Туристско-краеведческая деятельность воспитывает у детей дошкольного возраста уважение, гордость за ту землю, на которой они родились, живут, помогает им полнее, содержательнее, доступнее узнать историю и культуру своей малой родины. Всё это залог того, что в будущем дети с еще большим вниманием и уважением будут относиться к истории и культуре других народов, т. е. у ребенка формируется такое понятие как толерантность.

На уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира и положительного эмоционального отношения к ним влияют формысредства, методы и приемы туристско-краеведческой деятельности, а самое главное, формирование детского опыта на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.08.2021

Дата обновления: 26.08.2021

Дата публикации: 15.07.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.