30.01.2022
Знакомство
дошкольников с рельефом Земли
Подготовила:
Кольцова Л.В.,
руководитель
кружка «Туристёнок»
Цель: познакомить
дошкольников с видами рельефа планеты Земля и дать основные понятия «РЕЛЬЕФ»,
«ГОРЫ», «ОЗЕРО», «ОСТРОВ», «РЕКА»
Руководитель:
Если посмотреть на Землю из космоса, мы увидим голубую планету (показывает
глобус). Большую часть поверхности планеты занимает….что? (Ответ детей: океан). А остальную часть
покрывает…что? (Ответ детей: суша). Да, суша, и в основном это…что? (показывает
неровности на глобусе) (Ответ детей: горы). Облик нашей планеты постоянно
меняется. Такие формы или очертания поверхности разнообразные по очертаниям,
размерам, происхождению, возрасту и истории развития, называется – РЕЛЬЕФ (что
означает с лат. языка «поднимаю»).
Причины
изменений рельефа планеты ещё до конца не выяснены, но на Земле всё время
происходят грандиозные процессы: образуются реки, возникают океаны и материки,
и до сих пор растут горы.
-
Итак, первый вид рельефа земли, с которым мы познакомимся – это ГОРЫ. Посмотрите на макет, который нам
сделали Андрей с мамой (демонстрирует макет). Горы есть почти во всех
уголках нашей огромной планеты. В Австралии их меньше всего, а в Антарктиде
горы находятся под ледниками. Изменения рельефа при подъёме на гору или спуске
с горы, приводят к изменению температуры воздуха и, соответственно, к изменению
состояния воды. Вода в горах встречается в трёх основных состояниях: лёд
(ледники), снег (снежинки – нетающие скопления снега) и собственно вода в
жидком состоянии (ручьи, реки, водопады и даже болота).
-
Следующий вид рельефа земли во многом возник как раз из-за изменений состояния
воды в горах (её жидкий вид) – это…? (демонстрирует на макете)…- это ОЗЕРО. Как образовалось озеро? Что
такое – озеро? (высказывания и предположения детей). А что предшествовало
образованию озера? (демонстрация на макете). Правильно, горная река. Река на
своём пути встретила углубление в земле и заполнила его водой, вот так и
образовалось озеро. Значит озеро – это…? (ответы детей).
(Материал подготовлен благодаря информации
в_________________________________________________________________)
-
И, многим знакомое название следующего вида рельефа, вы сейчас назовёте после
нашего ОПЫТА. Этот вид рельефа
связан с водой.
Проводится
ОПЫТ с макетами ОЗЕРА и ОСТРОВА. В первый макет во впадину на поверхности
наливается вода – это озеро; во второй макет наливается вода, и некоторая часть
поверхности остаётся сухой – это возвышение – остров.
Дети
должны понаблюдать и сделать вывод: что такое ОСТРОВ. Сравнить два вида рельефа
ОЗЕРО И ОСТРОВ, в чем существенное отличие. Дать предположение, как образуется
ОСТРОВ?
Остров - небольшой участок суши в море, океане, реке или озере,
который окружён водой. Часть островов - это вершины подводных гор, в том
числе вулканов, выходящих на поверхность океана.
Руководитель:
Ещё один вид рельефа, с которым мы познакомимся сегодня – это РЕКА (показывает макет). Кто может
предположить, как образуются реки? (высказывания и предположения детей). Что
такое река? Река - естественный водный поток (водоток) свыше (10) км, текущий
по выработанному им руслу. Река имеет своё начало и конец. Исток - место, где
начинается река. Русло - природное углубление, в котором течёт река. Место
впадения реки в другой водный объект называется устьем.
Мы с вами путешествовали виртуально по Уралу и
нашей Свердловской области и видели, знаем, что в нашем регионе, среди
Уральских гор (Посмотрите на макет,
который называется «Уральские горы», его нам сделали Ярослав с мамой), тоже есть реки.
А
Дима с мамой подготовили нам
замечательный макет «Река Чусовая» (демонстрирует). По берегам реки Чусовой
находятся горы, и река, как бы протискивается, раздвигает горы, чтобы проложить
себе дальнейший путь.
Руководитель:
Сегодня мы познакомились с тремя видами рельефа, назовите их? (ответы детей). Сейчас для вас творческое задание:
попробовать самим сделать макет понравившегося вида рельефа. Необходимые
материалы для выполнения работы находятся на рабочих столах. (Дети приступают к выполнению творческого
задания)
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.01.2022
Дата обновления: 30.01.2022
Дата публикации: 30.01.2022
Copyright © 17.03.2022