Знакомство дошкольников с рельефом Земли

30.01.2022

Знакомство дошкольников с рельефом Земли

Подготовила: Кольцова Л.В.,

руководитель кружка «Туристёнок»

 

Цель: познакомить дошкольников с видами рельефа планеты Земля и дать основные понятия «РЕЛЬЕФ», «ГОРЫ», «ОЗЕРО», «ОСТРОВ», «РЕКА»

Руководитель: Если посмотреть на Землю из космоса, мы увидим голубую планету (показывает глобус). Большую часть поверхности планеты занимает….что?  (Ответ детей: океан). А остальную часть покрывает…что? (Ответ детей: суша). Да, суша, и в основном это…что? (показывает неровности на глобусе) (Ответ детей: горы). Облик нашей планеты постоянно меняется. Такие формы или очертания поверхности разнообразные по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития, называется – РЕЛЬЕФ (что означает с лат. языка «поднимаю»).

Причины изменений рельефа планеты ещё до конца не выяснены, но на Земле всё время происходят грандиозные процессы: образуются реки, возникают океаны и материки, и до сих пор растут горы.

- Итак, первый вид рельефа земли, с которым мы познакомимся – это ГОРЫ. Посмотрите на макет, который нам сделали Андрей с мамой (демонстрирует макет). Горы есть почти во всех уголках нашей огромной планеты. В Австралии их меньше всего, а в Антарктиде горы находятся под ледниками. Изменения рельефа при подъёме на гору или спуске с горы, приводят к изменению температуры воздуха и, соответственно, к изменению состояния воды. Вода в горах встречается в трёх основных состояниях: лёд (ледники), снег (снежинки – нетающие скопления снега) и собственно вода в жидком состоянии (ручьи, реки, водопады и даже болота).

- Следующий вид рельефа земли во многом возник как раз из-за изменений состояния воды в горах (её жидкий вид) – это…? (демонстрирует на макете)…- это ОЗЕРО. Как образовалось озеро? Что такое – озеро? (высказывания и предположения детей). А что предшествовало образованию озера? (демонстрация на макете). Правильно, горная река. Река на своём пути встретила углубление в земле и заполнила его водой, вот так и образовалось озеро. Значит озеро – это…? (ответы детей).

(Материал подготовлен благодаря информации в_________________________________________________________________)

- И, многим знакомое название следующего вида рельефа, вы сейчас назовёте после нашего ОПЫТА. Этот вид рельефа связан с водой.

Проводится ОПЫТ с макетами ОЗЕРА и ОСТРОВА. В первый макет во впадину на поверхности наливается вода – это озеро; во второй макет наливается вода, и некоторая часть поверхности остаётся сухой – это возвышение – остров.

Дети должны понаблюдать и сделать вывод: что такое ОСТРОВ. Сравнить два вида рельефа ОЗЕРО И ОСТРОВ, в чем существенное отличие. Дать предположение, как образуется ОСТРОВ?

 Остров - небольшой участок суши в море, океане, реке или озере, который окружён водой. Часть островов - это вершины подводных гор, в том числе вулканов, выходящих на поверхность океана.                                                                                        

Руководитель: Ещё один вид рельефа, с которым мы познакомимся сегодня – это РЕКА (показывает макет). Кто может предположить, как образуются реки? (высказывания и предположения детей). Что такое река? Река - естественный водный поток (водоток) свыше (10) км, текущий по выработанному им руслу. Река имеет своё начало и конец. Исток - место, где начинается река. Русло - природное углубление, в котором течёт река. Место впадения реки в другой водный объект называется устьем.

 Мы с вами путешествовали виртуально по Уралу и нашей Свердловской области и видели, знаем, что в нашем регионе, среди Уральских гор (Посмотрите на макет, который называется «Уральские горы», его нам сделали Ярослав с мамой),  тоже есть реки.

А Дима с мамой подготовили нам замечательный макет «Река Чусовая» (демонстрирует). По берегам реки Чусовой находятся горы, и река, как бы протискивается, раздвигает горы, чтобы проложить себе дальнейший путь.

Руководитель: Сегодня мы познакомились с тремя видами рельефа, назовите их? (ответы детей). Сейчас для вас творческое задание: попробовать самим сделать макет понравившегося вида рельефа. Необходимые материалы для выполнения работы находятся на рабочих столах. (Дети приступают к выполнению творческого задания)

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 30.01.2022

Дата обновления: 30.01.2022

Дата публикации: 30.01.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.