Лепбук "Березовая роща"

02.02.2021

МДОУ детский сад № 28

Кольцова Любовь Владимировна,

воспитатель

Актуальность

Большинство современных детей, редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС - это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

-устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;

-бережного отношения к природе;

-правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;

-моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;

-эмоциональной отзывчивости к живой природе;

-положительных эстетических ощущений от любования природой;

-умений познавать особенности окружающего мира.

Экскурсии – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Экскурсии дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений.

Экскурсии на природные объекты – это специальные образовательные маршруты в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.

Наш детский сад имеет уникальную возможность проложить экологические маршруты в живой природе. Для работы по экологическому воспитанию детей средствами природы в ДОУ была разработана система природоведческих экскурсий  (маршрутов) на природные объекты             села Тыгиш: луг, березовая роща, сосновый бор, реки Кунара и Соловьюшка, сельскохозяйственные поля.

 Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, поэтому в своей работе мы используем разные методы, приемы и формы. Работа ведется со всеми субъектами процесса образования. А ее результаты отражаются в лэпбуке.

Лэпбук – это своеобразная книга, которая позволяет закреплять определенное направление (тему), проводить небольшую исследовательскую работу, в процессе которой ребенок, вместе с родителями, участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Лэпбук  отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде: информативен, полифункционален, способствует развитию творчества, обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка. Структура и содержание доступно детям старшего дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность участников педагогического процесса.

Изюминкой данного лэпбука является собирательный образ СОВЁНОК – ЭКОЛЁНОК, который помогает дошкольникам работать с материалом лэпбука и посредством этого героя  дети 5-7 лет могут сами примерить образ экскурсовода в путешествии по разделам данной темы.

Краткое описание природоведческой экскурсии  (маршрута) «Березовая роща».

Березовая роща расположена недалеко от детского сада и находится вблизи улиц Новая и Решетниковых.

 Березовая роща прекрасна во все времена года: весной - нежной зеленью листвы, летом - буйством жизненных сил и ростом всего живого в нем, осенью - многоцветьем красок увядающей листвы, зимой - снежным убором ветвей. Лес успокаивает нервную систему человека, устающую от городского шума. Воздух леса богат кислородом, фитонцидами. Фитонциды, защищая деревья от вредных микроорганизмов и насекомых, в то же время благотворно действуют на здоровье человека.

Птицы леса

Объекты для наблюдений:  ворона, галка, сорока обыкновенная, воробей, синица, дятел и другие, гнезда птиц, птичьи следы.

Цель: учить дошкольников проявлять заботу о птицах в разное время года.

Лесные великаны

Объекты для наблюдения: большие березы с обилием мха на стволах с северной стороны (ориентирование), осина, поваленные ветром деревья, «больные» деревья.

Цель: познакомить детей с понятием «березовая роща»; расширить и уточнить представление о русской березе, об ее удивительных особенностях, полезных свойствах. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Муравейник

Объект для наблюдений: муравейник, муравьи.

Цель: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, представление о роли муравьев в жизни леса.

Здесь дети узнают о биологии муравьев, их жизнедеятельности. Особенно важно, объяснить им лесохозяйственное значение рыжих лесных муравьев. Они узнают, что муравьи – самые трудолюбивые санитары рощи. Если бы роща осталась без муравьев, то урон, нанесенный вредителями, мог бы сравниться с пожаром. Муравьи играют большую роль в сохранении биологического  равновесия в роще. Они разносят семена, рыхлят почву, помогая тем самым восстановлению рощи. Муравьи часто спасают рощи от пожаров. Они быстро гасят не потушенную сигарету или спичку, брошенные возле муравейника.

Муравьи – дружные насекомые, не любят одиночества и живут большими семьями – колониями. Жизнь муравейника скрыта глубоко под землей. Муравей самое сильное животное на земле. За день он переносит вес в несколько раз, превышающий его собственный вес.

Грибная полянка

Объект для наблюдений:  съедобные грибы – белый гриб, сыроежка, груздь, подберезовик; ядовитые грибы – бледная поганка, мухомор, трутовик.

Цель: познакомить с условиями произрастания грибов, показать взаимосвязанность объектов в природе, напомнить детям правила осторожного обращения с грибами.

Мир лесных ягод

Объект для наблюдений: лесные ягоды – голубяна, костяника, ядовитые ягоды - вороний глаз, волчье лыко, крушина ломкая, ландыш майский, бересклет бородавчатый, купена лекарственная.

Цель: пополнить знания детей о лесных ягодах, учить ценить «дары природы».

Кладовая леса

Объекты для наблюдений: шиповник, боярышник, рябина, малина.

Цель: наблюдение за кустарниками в разные времена года.

Исследование внешних особенностей – ствол, лист, цветы. Чем отличаются от деревьев, различия кустов между собой. Связь с животным миром. Польза для человека и забота человека о них.

Старый пень

Объект для наблюдений: пень - жилище для мелких организмов: насекомых, пауков, грибов, лишайников, мхов и многих других.

Он постепенно разрушается, превращаясь в труху. Наблюдения за пнем помогают детям понять круговорот веществ в природе. Обитатели пня: на коре яркими желтыми пятнышками сверкает лишайник - стенная золотянка. Гриб трутовик разросся красивыми серо-коричневыми оборками. Под корой поселились мокрицы, жуки-дровосеки, жуки-усачи и другие насекомые. В солнечный день на пне можно встретить прыткую ящерицу, снующую взад-вперед, клопов - «солдатиков», муравьев.

Полянка

Объекты для наблюдений: полянка — открытое освещенное место, окруженное деревьями, кустарниками, рядом с дорогой. Травянистые растения: багульник, папоротник, злаки. 

Осторожно, мусор!

Объект для наблюдений: мусор оставленный человеком, следы костра, лесных пожарищ.

Цель: воспитание у подрастающего поколения любви и уважительного отношения к окружающей среде, своей малой Родине, сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.

Выявление причин появления мусора. Вред свалок для природы и человека.

 

 Лэпбук «Березовая роща» направлен на формирование у детей представлений о видовом многообразии живых организмов в березовой роще, их взаимосвязи; на воспитание любознательности и любви к родной природе села; развитие творческих способностей старших дошкольников; на повышение уровня экологических знаний, в том числе и у родителей, через совместное участие в познавательных и творческих заданий разных разделов.

Описание разделов лэпбука

Работа по всем разделам лэпбука  может изменяться и дополняться в зависимости от времени года, от интересов и потребностей детей, от специалистов и педагогов, которые могут его использовать. В процессе  использования детьми лэпбука для них предусмотрены творческие задания: индивидуальные, коллективные и семейные.

На титульной странице всех встречает СОВЁНОК-ЭКОЛЁНОК и сразу начинает мозговой штурм детей, через разгадывание загадок и приглашает в дальнейшее путешествие по лэпбуку.

Книга открывается, путешествие продолжается!

 

Левая часть лэпбука

ГНЁЗДА ПТИЦ (кармашек с картинками)

Цель: закрепить знания детей о жилище птиц в берёзовой роще. Рассматривание картинок, запоминание формы и размера гнёзд.

Дидактическая игра «Кто где живёт?»: расположить птиц с берёзки на соответствующие гнёзда-картинки.

Предложить детям  познавательно-исследовательское задание «Расскажи о гнезде птицы». Ребенок с помощью взрослого находит информацию, запоминает и рассказывает сверстникам.

ЗВУКИ ЛЕСА

Цель: систематизировать знания детей, полученные на экскурсиях.

Дети вспоминают или узнают звуки, которые им приходилось слышать в лесу в разное время года.

Творческое задание «Нарисуй звуки леса» (в разное время года).

ЧЬИ СЛЕДЫ (кармашек с картинками)

Цель: обобщить знания детей о способах передвижения птиц.

Рассмотреть картинки, вспомнить (или запомнить) и назвать, следы какой птицы изображены. Отметить особенности следов птиц.

Дидактическая игра «Чьи следы лишние?».

МУРАВЬИ – ЗАЩИТНИКИ ЛЕСА (мини-книжка)

Цель: систематизировать знания детей о роли муравьёв в жизни леса.

Рассматривание иллюстраций и запоминание информации.

Творческое задание: с помощью взрослых найти информацию о муравьях или муравейнике и рассказать сверстникам о том, что заинтересовало.

Можно предложить детям выполнить коллективную работу из разных материалов «Муравейник».

Центральная часть лэпбука

ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАРТИНКИ «Берёза – символ России», «Берёза лиственное дерево».

Цель: обобщить знания детей о берёзе и происхождении её названия.

Творческое задание: разучить стихи о берёзе, послушать в кругу семьи музыкальные произведения о берёзе.

ЦЕННОСТЬ БЕРЁЗЫ (мини-книжка)

Цель: обогатить знания детей о пользе берёзы и берёзовой рощи.

Творческое задание: принести в группу изделия из бересты или древесины берёзы для создания мини-музея.

КТО ЖИВЁТ В БЕРЁЗОВОЙ РОЩЕ (кармашек с картинками)

Цель: систематизировать знания детей об обитателях берёзовой рощи.

Рассматривание картинок.

Дидактическая игра «Животные и насекомые» (классификация на группы).

Дидактические игры «Летает – не летает», «Кто умеет прыгать?».

ПРИРОДОВЕДЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ (МАРШРУТЫ) В БЕРЁЗОВУЮ РОЩУ (книжка-раскладушка)

Фотообзор с экскурсий. Дети вспоминают, что видели, рассказывают информацию из личного опыта.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ В БЕРЁЗОВОЙ РОЩЕ (книжка-раскладушка)

Цель: обобщить знания детей с помощью наглядной информации.

ГРИБЫ (кармашек с картинками)

Цель: обогатить и закрепить знания детей о грибах.

Рассматривание картинок и закрепление названий грибов.

Дидактическая игра «Съедобные - несъедобные» (классификация).

ЯГОДЫ (кармашек с картинками)

Цель: обобщить знания детей о лесных ягодах.

Рассматривание картинок и запоминание названия ягод.

Дидактическая игра «Съедобные - ядовитые».

ЧТО ВОЗЬМЁМ В КОРЗИНКУ (корзинка-кармашек)

Цель: для проведения дидактической игры и творческого задания.

Дидактическая игра «Какие грибы (ягоды) можно взять в корзинку».

Творческое задание: нарисуй осенние листья и сложи в корзинку.

ИГРОВАЯ ПОЛЯНКА

Картотека подвижных игр на свежем воздухе (на берёзовых листочках). Развитие двигательной активности.

«Игра в прятки» - творческая игра-загадка. Детям предлагается нарисовать какую-либо часть живого объекта, обитателя берёзовой рощи, а сверстники должны отгадать, кто спрятался за берёзками.

Развитие воображения, мышления, памяти.

Лабиринты – задания на развитие логического мышления.

Правая часть лэпбука

ПЕНЬ – ЧЕЙ ЭТО ДОМ (кармашек с картинками)

Цель: систематизировать знания детей о живых организмах, для которых пень является домом или убежищем.

Рассматривание картинок и запоминание названий живых организмов. Представление о взаимосвязях в природе.

СОХРАНИМ БЕРЁЗОВУЮ РОЩУ (книжка-раскладушка)

Цель: формирование знаний о разнообразных видах деятельности по защите природы.

Семейные рисунки по охране берёзовой рощи.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ (кармашек)

Цель: запомнить правила поведения человека в лесу.

Творчество детей.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 02.03.2021

Дата обновления: 02.03.2021

Дата публикации: 02.02.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.