02.02.2021
МДОУ детский сад № 28
Кольцова Любовь Владимировна,
воспитатель
Актуальность
Большинство современных
детей, редко общается с природой. Экологическое образование начинается со
знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается
каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного
возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных
условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные
познавательные навыки: учится наблюдать,
рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат,
экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения,
словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется
дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к
ведущему способу познания окружающего мира.
Экологическое
воспитание дошкольников по ФГОС - это непрерывный процесс развития детей,
направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в
наличии:
-устойчивых знаний о природе и
существующих в ней взаимосвязей;
-бережного отношения к природе;
-правильного понимания понятия «здоровый
образ жизни»;
-моральных и экологически ценных
установок, поведенческих умений;
-эмоциональной отзывчивости к живой
природе;
-положительных эстетических ощущений от
любования природой;
-умений познавать особенности
окружающего мира.
Экскурсии – одна из
форм организации образовательной деятельности в детском саду. Экскурсии дают
возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и
явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на
преобразование окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем
его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений.
Экскурсии на природные
объекты – это специальные образовательные маршруты в природных условиях, где
есть экологически значимые природные объекты.
Наш детский сад имеет
уникальную возможность проложить экологические маршруты в живой природе. Для
работы по экологическому воспитанию детей средствами природы в ДОУ была
разработана система природоведческих экскурсий
(маршрутов) на природные объекты села Тыгиш: луг, березовая роща,
сосновый бор, реки Кунара и Соловьюшка, сельскохозяйственные поля.
Воспитание любви к природе, её животному и
растительному миру должно осуществляться постоянно, поэтому в своей работе мы
используем разные методы, приемы и формы. Работа ведется со всеми субъектами
процесса образования. А ее результаты отражаются в лэпбуке.
Лэпбук – это
своеобразная книга, которая позволяет закреплять определенное направление
(тему), проводить небольшую исследовательскую работу, в процессе которой
ребенок, вместе с родителями, участвует в поиске, анализе и сортировке
информации.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к
предметно-развивающей среде: информативен, полифункционален, способствует
развитию творчества, обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического
развития ребенка. Структура и содержание доступно детям старшего дошкольного
возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность участников педагогического процесса.
Изюминкой данного лэпбука
является собирательный образ СОВЁНОК – ЭКОЛЁНОК, который помогает дошкольникам
работать с материалом лэпбука и посредством этого героя дети 5-7 лет могут сами примерить образ
экскурсовода в путешествии по разделам данной темы.
Краткое описание природоведческой
экскурсии (маршрута) «Березовая роща».
Березовая роща
расположена недалеко от детского сада и находится вблизи улиц Новая и
Решетниковых.
Березовая роща прекрасна во все времена года:
весной - нежной зеленью листвы, летом - буйством жизненных сил и ростом всего
живого в нем, осенью - многоцветьем красок увядающей листвы, зимой - снежным
убором ветвей. Лес успокаивает нервную систему человека, устающую от городского
шума. Воздух леса богат кислородом, фитонцидами. Фитонциды, защищая деревья от
вредных микроорганизмов и насекомых, в то же время благотворно действуют на
здоровье человека.
Птицы леса
Объекты для наблюдений:
ворона, галка, сорока обыкновенная, воробей,
синица, дятел и другие, гнезда птиц, птичьи следы.
Цель: учить дошкольников проявлять заботу о птицах в
разное время года.
Лесные великаны
Объекты для наблюдения: большие березы с обилием мха на стволах с северной
стороны (ориентирование), осина, поваленные ветром деревья, «больные» деревья.
Цель:
познакомить детей с понятием «березовая
роща»; расширить и уточнить представление о русской березе, об ее удивительных
особенностях, полезных свойствах. Воспитывать любовь и бережное отношение к
природе.
Муравейник
Объект для наблюдений: муравейник, муравьи.
Цель:
углубить знания детей о муравьях, их
образе жизни, представление о роли муравьев в жизни леса.
Здесь дети узнают о
биологии муравьев, их жизнедеятельности. Особенно важно, объяснить им
лесохозяйственное значение рыжих лесных муравьев. Они узнают, что муравьи –
самые трудолюбивые санитары рощи. Если бы роща осталась без муравьев, то урон,
нанесенный вредителями, мог бы сравниться с пожаром. Муравьи играют большую
роль в сохранении биологического
равновесия в роще. Они разносят семена, рыхлят почву, помогая тем самым
восстановлению рощи. Муравьи часто спасают рощи от пожаров. Они быстро гасят не
потушенную сигарету или спичку, брошенные возле муравейника.
Муравьи – дружные
насекомые, не любят одиночества и живут большими семьями – колониями. Жизнь
муравейника скрыта глубоко под землей. Муравей самое сильное животное на земле.
За день он переносит вес в несколько раз, превышающий его собственный вес.
Грибная полянка
Объект для наблюдений: съедобные
грибы – белый гриб, сыроежка, груздь, подберезовик; ядовитые грибы – бледная
поганка, мухомор, трутовик.
Цель: познакомить с условиями произрастания грибов,
показать взаимосвязанность объектов в природе, напомнить детям правила осторожного
обращения с грибами.
Мир лесных ягод
Объект для наблюдений: лесные ягоды – голубяна, костяника, ядовитые ягоды -
вороний глаз, волчье лыко, крушина ломкая, ландыш майский, бересклет
бородавчатый, купена лекарственная.
Цель:
пополнить знания детей о лесных
ягодах, учить ценить «дары природы».
Кладовая леса
Объекты для наблюдений:
шиповник, боярышник, рябина,
малина.
Цель: наблюдение за кустарниками в разные времена года.
Исследование внешних
особенностей – ствол, лист, цветы. Чем отличаются от деревьев, различия кустов
между собой. Связь с животным миром. Польза для человека и забота человека о
них.
Старый пень
Объект для наблюдений: пень - жилище для мелких организмов: насекомых,
пауков, грибов, лишайников, мхов и многих других.
Он постепенно
разрушается, превращаясь в труху. Наблюдения за пнем помогают детям понять
круговорот веществ в природе. Обитатели пня: на коре яркими желтыми пятнышками
сверкает лишайник - стенная золотянка. Гриб трутовик разросся красивыми
серо-коричневыми оборками. Под корой поселились мокрицы, жуки-дровосеки,
жуки-усачи и другие насекомые. В солнечный день на пне можно встретить прыткую
ящерицу, снующую взад-вперед, клопов - «солдатиков», муравьев.
Полянка
Объекты для наблюдений: полянка — открытое освещенное место,
окруженное деревьями, кустарниками, рядом с дорогой. Травянистые растения:
багульник, папоротник, злаки.
Осторожно, мусор!
Объект для наблюдений: мусор оставленный человеком, следы костра, лесных
пожарищ.
Цель:
воспитание у подрастающего
поколения любви и уважительного отношения к окружающей среде, своей малой
Родине, сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по
защите природы.
Выявление причин
появления мусора. Вред свалок для природы и человека.
Лэпбук «Березовая роща» направлен
на формирование у детей представлений о видовом многообразии живых организмов в
березовой роще, их взаимосвязи; на воспитание любознательности и любви к родной
природе села; развитие творческих способностей старших дошкольников; на
повышение уровня экологических знаний, в том числе и у родителей, через
совместное участие в познавательных и творческих заданий разных разделов.
Описание разделов лэпбука
Работа по всем разделам лэпбука может изменяться и дополняться в зависимости
от времени года, от интересов и потребностей детей, от специалистов и
педагогов, которые могут его использовать. В процессе использования детьми лэпбука для них
предусмотрены творческие задания: индивидуальные, коллективные и семейные.
На титульной странице всех встречает
СОВЁНОК-ЭКОЛЁНОК и сразу начинает мозговой штурм детей, через разгадывание
загадок и приглашает в дальнейшее путешествие по лэпбуку.
Книга открывается, путешествие продолжается!
Левая часть лэпбука
ГНЁЗДА ПТИЦ (кармашек с картинками)
Цель: закрепить знания детей о жилище птиц в
берёзовой роще. Рассматривание картинок, запоминание формы и размера гнёзд.
Дидактическая
игра «Кто где живёт?»: расположить птиц с берёзки на соответствующие
гнёзда-картинки.
Предложить
детям познавательно-исследовательское задание
«Расскажи о гнезде птицы». Ребенок с помощью взрослого находит информацию,
запоминает и рассказывает сверстникам.
ЗВУКИ ЛЕСА
Цель: систематизировать знания детей, полученные на
экскурсиях.
Дети
вспоминают или узнают звуки, которые им приходилось слышать в лесу в разное
время года.
Творческое
задание «Нарисуй звуки леса» (в разное время года).
ЧЬИ СЛЕДЫ (кармашек с картинками)
Цель: обобщить знания детей о способах передвижения
птиц.
Рассмотреть
картинки, вспомнить (или запомнить) и назвать, следы какой птицы изображены.
Отметить особенности следов птиц.
Дидактическая
игра «Чьи следы лишние?».
МУРАВЬИ – ЗАЩИТНИКИ ЛЕСА (мини-книжка)
Цель: систематизировать знания детей о роли муравьёв
в жизни леса.
Рассматривание
иллюстраций и запоминание информации.
Творческое
задание: с помощью взрослых найти информацию о муравьях или муравейнике и
рассказать сверстникам о том, что заинтересовало.
Можно
предложить детям выполнить коллективную работу из разных материалов
«Муравейник».
Центральная часть лэпбука
ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАРТИНКИ «Берёза –
символ России», «Берёза лиственное дерево».
Цель: обобщить знания детей о
берёзе и происхождении её названия.
Творческое задание: разучить стихи о берёзе,
послушать в кругу семьи музыкальные произведения о берёзе.
ЦЕННОСТЬ БЕРЁЗЫ (мини-книжка)
Цель: обогатить знания детей о
пользе берёзы и берёзовой рощи.
Творческое задание: принести в группу изделия из
бересты или древесины берёзы для создания мини-музея.
КТО ЖИВЁТ В БЕРЁЗОВОЙ РОЩЕ
(кармашек с картинками)
Цель: систематизировать знания
детей об обитателях берёзовой рощи.
Рассматривание картинок.
Дидактическая игра «Животные и насекомые»
(классификация на группы).
Дидактические
игры «Летает – не летает», «Кто умеет прыгать?».
ПРИРОДОВЕДЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ (МАРШРУТЫ) В БЕРЁЗОВУЮ
РОЩУ (книжка-раскладушка)
Фотообзор с экскурсий. Дети вспоминают, что видели,
рассказывают информацию из личного опыта.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ В БЕРЁЗОВОЙ РОЩЕ (книжка-раскладушка)
Цель: обобщить знания детей с помощью наглядной
информации.
ГРИБЫ (кармашек с картинками)
Цель: обогатить и закрепить знания детей о грибах.
Рассматривание
картинок и закрепление названий грибов.
Дидактическая
игра «Съедобные - несъедобные» (классификация).
ЯГОДЫ (кармашек с картинками)
Цель: обобщить знания детей о лесных ягодах.
Рассматривание
картинок и запоминание названия ягод.
Дидактическая
игра «Съедобные - ядовитые».
ЧТО ВОЗЬМЁМ В КОРЗИНКУ (корзинка-кармашек)
Цель: для проведения дидактической игры и
творческого задания.
Дидактическая
игра «Какие грибы (ягоды) можно взять в корзинку».
Творческое
задание: нарисуй осенние листья и сложи в корзинку.
ИГРОВАЯ ПОЛЯНКА
Картотека подвижных игр на свежем воздухе (на
берёзовых листочках). Развитие двигательной активности.
«Игра
в прятки» - творческая игра-загадка. Детям предлагается нарисовать какую-либо
часть живого объекта, обитателя берёзовой рощи, а сверстники должны отгадать,
кто спрятался за берёзками.
Развитие воображения,
мышления, памяти.
Лабиринты
– задания на развитие логического мышления.
Правая часть лэпбука
ПЕНЬ
– ЧЕЙ ЭТО ДОМ (кармашек с картинками)
Цель:
систематизировать знания детей о живых организмах, для которых пень является
домом или убежищем.
Рассматривание
картинок и запоминание названий живых организмов. Представление о взаимосвязях
в природе.
СОХРАНИМ
БЕРЁЗОВУЮ РОЩУ (книжка-раскладушка)
Цель:
формирование знаний о разнообразных видах деятельности по защите природы.
Семейные
рисунки по охране берёзовой рощи.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
ЗНАКИ (кармашек)
Цель:
запомнить правила поведения человека в лесу.
Творчество
детей.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.03.2021
Дата обновления: 02.03.2021
Дата публикации: 02.02.2021