«Организация туристических прогулок-походов в детском саду»

06.09.2021

Методические рекомендации

«Организация туристических прогулок-походов в детском саду»

Подготовила: Кольцова Любовь Владимировна

 

Дошкольный туризм – одна из многообразных форм организации двигательной деятельности в природе. Нельзя недооценивать того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет эти потребности ребят. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, повышают иммунитет ребенка. В лесу дети насыщают свой организм кислородом, что благотворно действует на весь организм ребенка, повышается эмоциональный настрой и увеличивается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в детском саду. В этом отношении поход особенно ценен для педагога, так как позволяет глубже понять сущность каждого из ребят и найти индивидуальный подход к ним, что способствует настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в дальнейшую жизнь. В туризме интегрируются все основные стороны воспитания: нравственная, познавательная, трудовая, физическая, эстетическая и др. Система работы по использованию элементарных форм туризма в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.

Организатор проведения прогулок - походов должен владеть определённой методикой по организации данного мероприятия. Он должен знать признаки утомляемости детей, уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Определяя место походов в режиме дня, следует отметить, что их длительность зависит от возраста, подготовленности детей, сезона и вида

похода (пешеходный, велосипедный, лыжный). Лучшее время для похода сразу после завтрака. Желательно планировать его на конец недели, чтобы обеспечить активный отдых детей.

Туристическая прогулка-поход – это форма организации туристической деятельности, предполагает кратковременное пребывание в природных условиях (3-4 часов) и овладение некоторыми элементарными туристическими навыками.

Туристические – прогулки с дошкольниками за пределы детского сада рекомендуется проводить в осенне - зимний период, когда снижается возможность укусов клещей. Педагоги и родители должны об этом помнить.

Основная цель проведения прогулок - походов заключается в сохранении и укреплении здоровья воспитанников, расширении функциональных возможностей растущего организма, развитии психофизических качеств, мотивации воспитанников на здоровый образ жизни. Данная цель достигается путем решения следующих задач.

Задачи:

1. Совершенствовать основные виды движений и обогащать двигательный опыт детей.

2. Развивать выносливость как основу физической подготовки ребёнка - будущего туриста.

3. Расширять объем знаний в области туризма, краеведения.

4. Заинтересовать родителей в использовании детского туризма, как средства здорового семейного отдыха.

5. Формировать межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в процессе туристской деятельности.

Вся работа организуется в несколько этапов.

Подготовительный этап:

На подготовительном этапе, педагогами и специалистами дошкольного учреждения разрабатывается план по приобщению детей к туризму.

На начальном этапе, воспитатели проводят беседы с детьми кто такие туристы, какое снаряжение необходимо для туриста, рассказывают о правилах безопасности в походе, о бережном отношении к природе, о том, как оказать первую помощь, совместно с детьми просматривают слайды, видеоролики, читают художественную литературу, отгадывают загадки. Воспитатели вместе с детьми составляют  и заучивают свод правил поведения в походе и в лесу.

Широко в работе с детьми используются дидактические игры: «Что лишнее?», «Что туристу надо?», «Собери рюкзак», «Выбери снаряжение для похода», «Разложи костер», «Ориентировка по компасу», «Одень туриста?», «Найди дорогу?», «Найди сокровища?», «Составь план местности» и т. д.

Знакомят детей с местными достопримечательностями, животными и птицами, с местными растениями: деревьями, кустарниками, ягодами, грибами, и учат различать ядовитые растения.

Впоследствии организуются сюжетно – ролевые игры с внесением необходимых туристических принадлежностей: туристическая палатка, походная аптечка, компасы, рюкзаки, коврики, питьевая вода, атрибуты для спортивных и подвижных игр (мяч, бадминтон, серсо), что значительно повышает интерес детей к туризму.

Для родителей воспитанников рекомендуются консультации на тему: «В поход всей семьей», «Лесные забавы». В целях просвещения и оказания методической помощи для родителей можно распространить буклеты, информационные листки: «Детский туризм как метод оздоровления и закаливания», «Всей семьёй идём в поход», «Возьмите в поход наши советы», «Игры для весёлой компании», «Движение – это здоровье», «Памятка для туриста с детьми».

В свою очередь, тема туризма хорошо мотивирует детей на двигательную активность. Во время занятий по физической культуре дети с большим интересом учатся прыгать в длину с места (через ручеёк, лазать по гимнастической лестнице (как альпинисты, ходить по узкой рейке (по бревну, подлезать под дугу и т. д).

При подготовке к туристическому походу проводятся следующие виды занятий: комплексные; игровые, сюжетно-игровые; круговые тренировки, занятия-тренировки, занятия-соревнования, прогулки-разведки, прогулки-поиски.

Проводят занятия по темам: «Мы ловкие», «Развиваем силу», «Зима спортивная пора», «Подружись с ракеткой», «Путешествие на Необитаемый остров», «Тренировка, тренировка, кто из вас сегодня ловкий», «Мы- туристы», «Юный турист», «Я хочу быть выносливым» и т. д.

Полученные детьми необходимые знания и навыки в области туризма в дальнейшем широко используются ими в организуемых походах – прогулках.

Виды прогулок-походов:

Спортивные (полоса препятствий, кросс, катание на лыжах, на горках, подвижные игры на природе)

Познавательные (знакомство с окружающим миром, достопримечательностями)

Оздоровительные (прогулки в лесной зоне с использованием здоровьесберегающих технологий)

Экологические (акции «Земля без мусора», «Поможем птицам», «Сохраним растение»).

Основной этап: подготовка к прогулке – походу.

Прежде чем отправиться в поход с воспитателями группы и родителями воспитанников проводится предшествующая работа, которая включает в себя:

1. Определение безопасного маршрута, планирование мероприятия, предварительно согласовав его с администрацией ДОУ;

2. Тщательное изучение руководителем похода выбранного маршрута;

3. Определение физической нагрузки с учётом ряда факторов:

* возраст детей;

* уровень двигательной подготовки;

* состояние здоровья;

* вид похода;

* погодные и климатические условия.

4. Привлечение родителей воспитанников к участию в походе;

5. Подготовка необходимого снаряжения;

6. Проведение инструктажа по технике безопасности и правилам поведения со всеми участниками.

Основные положения инструкции по охране жизни и здоровья детей в походе:

* С детьми идут не менее двух взрослых.

* Воспитатели должны хорошо знать состояние здоровья каждого ребёнка и иметь в наличие походную аптечку.

* Одежда должна соответствовать сезону, у участников похода должна быть удобная обувь.

* Взрослые должны знать ядовитые травы, грибы, ягоды растущие в данной местности.

* Учитывать индивидуальные физические возможности ребёнка.

* При переходе улиц и движений вдоль дорог знать правила дорожного движения.

Медицинский работник формирует группы детей на основе состояния их здоровья, комплектует специальную походную аптечку, проводит совместно с воспитателями беседы о правилах безопасного поведения в природных условиях, способах оказания первой медицинской помощи.

Воспитатели извещают родителей о предстоящем походе, дают рекомендации по подбору одежды и обуви детей, о том, что должен взять ребёнок с собой в поход включая перекус (нельзя брать скоропортящиеся продукты: колбасные изделия, пирожные, молочные продукты, газированные напитки).

Ответственный разрабатывает маршрут похода – прогулки, определяет цель, назначает день, время сбора.

В содержании похода-прогулки входит следующее: переход к месту отдыха с преодолением естественных препятствий и выполнением двигательных заданий; подвижные, спортивные и дидактические игры, наблюдения в природе, сбор природного материала, индивидуальная работа с воспитанниками во время привала. Элементы спортивных игр и упражнений, эстафеты, подвижные игры используются для обеспечения организованной и самостоятельной деятельности детей на привале, для проведения разнообразных занятий физической культурой и туристских развлечений.

Структура прогулки – похода

1. Сбор. Инструктор и воспитатель должен внимательно осмотреть детей, чтобы они были одеты по погоде, провести беседу о передвижении детей к привалу (не отставать, соблюдать ПДД).

2. Движение к месту отдыха (30 мин.)

3. Остановка, привал, закрепление правил безопасности на местности(10мин).

4. Движение по разработанному плану маршрута с преодолением естественных препятствий, наблюдение за окружающей природой, сбор природного материала (25- 30 мин).

По ходу движения с воспитанниками по маршруту педагоги напоминают о необходимости бережного отношения ко всему окружающему, приглашают детей к участию в практических делах по охране природы. Можно использовать сказочных героев: Лесовичок, Пират, Осень, Забавушка, Медведь и т. д. в зависимости от темы и поставленных задач прогулки - похода.

5. Привал. Перекус (10-15мин).

Воспитатель со своими помощниками накрывают общий стол, детям объясняется, что в походе принято угощать своих спутников и объединять еду. Закрепляются гигиенические навыки.

6. Игры и игровые упражнения, индивидуальная работа, самостоятельная двигательная деятельность (30 мин).

На этом этапе с детьми организуются подвижные игры и эстафеты; детям даётся время для самостоятельных занятий активной двигательной деятельностью с элементами спортивных игр: волейбол, футбол, городки, хоккей на траве, бадминтон; упражнения на дыхание: «Сдуй листок», «Надуем шар», «Поезд», «Самолёт»; игры на внимание «Деревья - кусты», «Великаны - карлики», «Бабочки, стрекозы, лягушки» и т. д.

7. Сбор. Детей собирают на минуту отдыха, где им предлагается по отгадывать загадки о природе, о туризме, о спорте и здоровье. А также можно предложить детям спеть любимые песни. Далее дети собирают свои рюкзаки, спортивные принадлежности. Особое внимание уделяется на сбор и утилизацию мусора (10 мин).

8. Возвращение в детский сад (35-40 мин). На обратную дорогу по возвращению детей в детский сад на 5-10 мин. отводится больше, т. к. скорость движения будет ниже.

Заключительный этап:

На данном этапе педагоги проводят с детьми беседы о том, что детям понравилось в походе. Дети делятся своими впечатлениями, анализируют с помощью педагога свои действия в походе, делают выводы о влиянии похода на укрепление своего здоровья, делают коллажи из собранного природного материала, отражают в рисунках полученные в походе впечатления, делятся с родителями полученным эмоциональным зарядом.

Педагоги проводят системный анализ результатов похода, вносят корректировки в план подготовки последующих походов.

С целью повышения интереса к туризму и закрепления приобретенных навыков проводятся спортивные праздники и развлечения «Мы- туристы», «Папа, мама, я – туристическая семья», «Туристические слёты» и другие.

Родителям вместе с детьми можно предложить изготовить макеты туристических походов, выпустить газеты «Мы – за здоровый образ жизни», организовывать фотовыставки, выставки детских рисунков.

Такой взаимосвязью форм и видов работы обеспечивается целостность всего воспитательно-образовательного процесса. Прогулки – походы могут стать эффективным средством решения оздоровительных и образовательных задач, оказывать влияние как на физическое, так и на всестороннее развитие личности дошкольника.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 09.09.2021

Дата обновления: 11.05.2022

Дата публикации: 06.09.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.