06.09.2021
Методические
рекомендации
«Организация туристических прогулок-походов в детском саду»
Подготовила: Кольцова Любовь Владимировна
Дошкольный туризм –
одна из многообразных форм организации двигательной деятельности в природе. Нельзя
недооценивать того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности,
к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным
путем удовлетворяет эти потребности ребят. Игры, проведенные на свежем воздухе,
закаливают организм, повышают иммунитет ребенка. В лесу дети насыщают свой
организм кислородом, что благотворно действует на весь организм ребенка,
повышается эмоциональный настрой и увеличивается сопротивляемость организма к
простудным заболеваниям.
В походе ребята
раскрываются совсем с другой стороны, чем в детском саду. В этом отношении
поход особенно ценен для педагога, так как позволяет глубже понять сущность
каждого из ребят и найти индивидуальный подход к ним, что способствует
настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом
переносится и в дальнейшую жизнь. В туризме интегрируются все основные стороны
воспитания: нравственная, познавательная, трудовая, физическая, эстетическая и
др. Система работы по использованию элементарных форм туризма в оздоровлении
детей старшего дошкольного возраста с одной стороны, позволяет удовлетворить
потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы
детского сада, а с другой – способствует становлению эффективного
взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.
Организатор проведения
прогулок - походов должен владеть определённой методикой по организации данного
мероприятия. Он должен знать признаки утомляемости детей, уметь оказывать
первую медицинскую помощь.
Определяя место
походов в режиме дня, следует отметить, что их длительность зависит от
возраста, подготовленности детей, сезона и вида
похода (пешеходный, велосипедный,
лыжный). Лучшее время для похода сразу после завтрака. Желательно планировать
его на конец недели, чтобы обеспечить активный отдых детей.
Туристическая
прогулка-поход – это форма организации туристической деятельности, предполагает
кратковременное пребывание в природных условиях (3-4 часов) и овладение
некоторыми элементарными туристическими навыками.
Туристические –
прогулки с дошкольниками за пределы детского сада рекомендуется проводить в
осенне - зимний период, когда снижается возможность укусов клещей. Педагоги и
родители должны об этом помнить.
Основная цель
проведения прогулок - походов заключается в сохранении и укреплении здоровья
воспитанников, расширении функциональных возможностей растущего организма,
развитии психофизических качеств, мотивации воспитанников на здоровый образ
жизни. Данная цель достигается путем решения следующих задач.
Задачи:
1. Совершенствовать
основные виды движений и обогащать двигательный опыт детей.
2. Развивать
выносливость как основу физической подготовки ребёнка - будущего туриста.
3. Расширять объем
знаний в области туризма, краеведения.
4. Заинтересовать
родителей в использовании детского туризма, как средства здорового семейного
отдыха.
5. Формировать
межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в процессе
туристской деятельности.
Вся работа
организуется в несколько этапов.
Подготовительный этап:
На подготовительном
этапе, педагогами и специалистами дошкольного учреждения разрабатывается план
по приобщению детей к туризму.
На начальном этапе,
воспитатели проводят беседы с детьми кто такие туристы, какое снаряжение
необходимо для туриста, рассказывают о правилах безопасности в походе, о
бережном отношении к природе, о том, как оказать первую помощь, совместно с
детьми просматривают слайды, видеоролики, читают художественную литературу,
отгадывают загадки. Воспитатели вместе с детьми составляют и заучивают свод правил поведения в походе и в
лесу.
Широко в работе с
детьми используются дидактические игры: «Что лишнее?», «Что туристу надо?»,
«Собери рюкзак», «Выбери снаряжение для похода», «Разложи костер»,
«Ориентировка по компасу», «Одень туриста?», «Найди дорогу?», «Найди
сокровища?», «Составь план местности» и т. д.
Знакомят детей с
местными достопримечательностями, животными и птицами, с местными растениями:
деревьями, кустарниками, ягодами, грибами, и учат различать ядовитые растения.
Впоследствии организуются
сюжетно – ролевые игры с внесением необходимых туристических принадлежностей:
туристическая палатка, походная аптечка, компасы, рюкзаки, коврики, питьевая
вода, атрибуты для спортивных и подвижных игр (мяч, бадминтон, серсо), что
значительно повышает интерес детей к туризму.
Для родителей
воспитанников рекомендуются консультации на тему: «В поход всей семьей»,
«Лесные забавы». В целях просвещения и оказания методической помощи для
родителей можно распространить буклеты, информационные листки: «Детский туризм
как метод оздоровления и закаливания», «Всей семьёй идём в поход», «Возьмите в
поход наши советы», «Игры для весёлой компании», «Движение – это здоровье»,
«Памятка для туриста с детьми».
В свою очередь, тема
туризма хорошо мотивирует детей на двигательную активность. Во время занятий по
физической культуре дети с большим интересом учатся прыгать в длину с места
(через ручеёк, лазать по гимнастической лестнице (как альпинисты, ходить по
узкой рейке (по бревну, подлезать под дугу и т. д).
При подготовке к
туристическому походу проводятся следующие виды занятий: комплексные; игровые, сюжетно-игровые;
круговые тренировки, занятия-тренировки, занятия-соревнования, прогулки-разведки,
прогулки-поиски.
Проводят занятия по
темам: «Мы ловкие», «Развиваем силу», «Зима спортивная пора», «Подружись с
ракеткой», «Путешествие на Необитаемый остров», «Тренировка, тренировка, кто из
вас сегодня ловкий», «Мы- туристы», «Юный турист», «Я хочу быть выносливым» и
т. д.
Полученные детьми
необходимые знания и навыки в области туризма в дальнейшем широко используются
ими в организуемых походах – прогулках.
Виды прогулок-походов:
Спортивные (полоса
препятствий, кросс, катание на лыжах, на горках, подвижные игры на природе)
Познавательные
(знакомство с окружающим миром, достопримечательностями)
Оздоровительные
(прогулки в лесной зоне с использованием здоровьесберегающих технологий)
Экологические (акции
«Земля без мусора», «Поможем птицам», «Сохраним растение»).
Основной этап: подготовка к прогулке – походу.
Прежде чем отправиться
в поход с воспитателями группы и родителями воспитанников проводится
предшествующая работа, которая включает в себя:
1. Определение
безопасного маршрута, планирование мероприятия, предварительно согласовав его с
администрацией ДОУ;
2. Тщательное изучение
руководителем похода выбранного маршрута;
3. Определение
физической нагрузки с учётом ряда факторов:
* возраст детей;
* уровень двигательной
подготовки;
* состояние здоровья;
* вид похода;
* погодные и
климатические условия.
4. Привлечение
родителей воспитанников к участию в походе;
5. Подготовка
необходимого снаряжения;
6. Проведение
инструктажа по технике безопасности и правилам поведения со всеми участниками.
Основные положения
инструкции по охране жизни и здоровья детей в походе:
* С детьми идут не
менее двух взрослых.
* Воспитатели должны
хорошо знать состояние здоровья каждого ребёнка и иметь в наличие походную
аптечку.
* Одежда должна
соответствовать сезону, у участников похода должна быть удобная обувь.
* Взрослые должны
знать ядовитые травы, грибы, ягоды растущие в данной местности.
* Учитывать
индивидуальные физические возможности ребёнка.
* При переходе улиц и
движений вдоль дорог знать правила дорожного движения.
Медицинский работник
формирует группы детей на основе состояния их здоровья, комплектует специальную
походную аптечку, проводит совместно с воспитателями беседы о правилах
безопасного поведения в природных условиях, способах оказания первой
медицинской помощи.
Воспитатели извещают
родителей о предстоящем походе, дают рекомендации по подбору одежды и обуви
детей, о том, что должен взять ребёнок с собой в поход включая перекус (нельзя
брать скоропортящиеся продукты: колбасные изделия, пирожные, молочные продукты,
газированные напитки).
Ответственный
разрабатывает маршрут похода – прогулки, определяет цель, назначает день, время
сбора.
В содержании
похода-прогулки входит следующее: переход к месту отдыха с преодолением
естественных препятствий и выполнением двигательных заданий; подвижные,
спортивные и дидактические игры, наблюдения в природе, сбор природного
материала, индивидуальная работа с воспитанниками во время привала. Элементы
спортивных игр и упражнений, эстафеты, подвижные игры используются для
обеспечения организованной и самостоятельной деятельности детей на привале, для
проведения разнообразных занятий физической культурой и туристских развлечений.
Структура прогулки –
похода
1. Сбор. Инструктор и
воспитатель должен внимательно осмотреть детей, чтобы они были одеты по погоде,
провести беседу о передвижении детей к привалу (не отставать, соблюдать ПДД).
2. Движение к месту
отдыха (30 мин.)
3. Остановка, привал,
закрепление правил безопасности на местности(10мин).
4. Движение по
разработанному плану маршрута с преодолением естественных препятствий,
наблюдение за окружающей природой, сбор природного материала (25- 30 мин).
По ходу движения с
воспитанниками по маршруту педагоги напоминают о необходимости бережного
отношения ко всему окружающему, приглашают детей к участию в практических делах
по охране природы. Можно использовать сказочных героев: Лесовичок, Пират,
Осень, Забавушка, Медведь и т. д. в зависимости от темы и поставленных задач
прогулки - похода.
5. Привал. Перекус
(10-15мин).
Воспитатель со своими
помощниками накрывают общий стол, детям объясняется, что в походе принято
угощать своих спутников и объединять еду. Закрепляются гигиенические навыки.
6. Игры и игровые
упражнения, индивидуальная работа, самостоятельная двигательная деятельность
(30 мин).
На этом этапе с детьми
организуются подвижные игры и эстафеты; детям даётся время для самостоятельных
занятий активной двигательной деятельностью с элементами спортивных игр:
волейбол, футбол, городки, хоккей на траве, бадминтон; упражнения на дыхание:
«Сдуй листок», «Надуем шар», «Поезд», «Самолёт»; игры на внимание «Деревья -
кусты», «Великаны - карлики», «Бабочки, стрекозы, лягушки» и т. д.
7. Сбор. Детей собирают
на минуту отдыха, где им предлагается по отгадывать загадки о природе, о
туризме, о спорте и здоровье. А также можно предложить детям спеть любимые
песни. Далее дети собирают свои рюкзаки, спортивные принадлежности. Особое
внимание уделяется на сбор и утилизацию мусора (10 мин).
8. Возвращение в
детский сад (35-40 мин). На обратную дорогу по возвращению детей в детский сад
на 5-10 мин. отводится больше, т. к. скорость движения будет ниже.
Заключительный этап:
На данном этапе
педагоги проводят с детьми беседы о том, что детям понравилось в походе. Дети
делятся своими впечатлениями, анализируют с помощью педагога свои действия в
походе, делают выводы о влиянии похода на укрепление своего здоровья, делают
коллажи из собранного природного материала, отражают в рисунках полученные в
походе впечатления, делятся с родителями полученным эмоциональным зарядом.
Педагоги проводят
системный анализ результатов похода, вносят корректировки в план подготовки
последующих походов.
С целью повышения
интереса к туризму и закрепления приобретенных навыков проводятся спортивные
праздники и развлечения «Мы- туристы», «Папа, мама, я – туристическая семья»,
«Туристические слёты» и другие.
Родителям вместе с
детьми можно предложить изготовить макеты туристических походов, выпустить
газеты «Мы – за здоровый образ жизни», организовывать фотовыставки, выставки
детских рисунков.
Такой взаимосвязью
форм и видов работы обеспечивается целостность всего
воспитательно-образовательного процесса. Прогулки – походы могут стать
эффективным средством решения оздоровительных и образовательных задач,
оказывать влияние как на физическое, так и на всестороннее развитие личности
дошкольника.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.09.2021
Дата обновления: 11.05.2022
Дата публикации: 06.09.2021
Copyright © 17.03.2022