14.09.2022
Консультация для родителей
« КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ
ЛЮБИТЬ И БЕРЕЧЬ ПРИРОДУ »
Все мы –
дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться
любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не
губительной частью мира. Все начинается с детства. И экологическое воспитание
следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для
добра. Это грамотная, длительная работа взрослых и постоянная работа ума,
сердца и рук детей. Все, конечно знают, как важно сейчас охранять природу. Эту проблему часто обсуждают по
телевидению и в прессе. Само собой разумеется, что дошкольники не в силах решать
какие-то крупные задачи по охране природы, но и то немногое, что они делают –
заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что еще многие
поколения будут любоваться и пользоваться дарами удивительной природы. Природа
нашего края настолько разнообразна и уникальна, что открывает неограниченные
возможности не только интересно познакомить с ней детей, но и научить их
размышлять, сострадать, любоваться, трудиться и многому другому. Тем более,
что, следуя основным дидактическим принципам и учитывая возрастные особенности
дошкольников, ознакомление детей с природой целесообразно начинать с той местности,
в которой они проживают. «Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая
любовь, несомненно, закладывается в нас с детства» (И. С. Соколов-Микитов). Для того, чтобы человек бережно относился к
природе, необходимо, чтобы он любил ее. Но если человек почти ничего не знает о
природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней
безразлично. Таким образом, знания о
природе являются обязательным компонентом процесса формирования экологической
компетентности, который затем трансформируется в бережное отношение к природе –
конечную цель экологического воспитания. Конкретные знания маленьких детей о
природе можно образовать только на основе их чувственного опыта – восприятия ее
всеми органами чувств. Природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов
представляет большие возможности для накопления знаний о ней. Более глубокий
след в памяти ребенка оставит то, что он увидел, потрогал, понюхал, послушал,
попробовал на вкус. Сильные детские впечатления от встречи с удивительным миром
природы навсегда оставят свой след, пробудят желание узнать еще и еще, сделать
самому что-либо хорошее. А какой восторг испытывает ребенок от радости
собственных открытий. Какой толчок к творчеству рождают знания и впечатления о
природе. Но недостаточно лишь провести занятие, пусть даже самое грамотное и
интересное. Возникший интерес детей необходимо постоянно подогревать, оставлять
недосказанное: «во время нашего следующего путешествия в подводный мир Черного
моря, мы познакомимся с еще одним его обитателем – заботливым отцом, без матери
вынашивающим, рожающим и воспитывающим деток». Только целенаправленная
систематическая работа, перекликающаяся со всеми видами деятельности детей, а
не только по разделу ознакомления с природой, принесет желаемые результаты. Для
того, чтобы знания детей правильно отображали природу, необходимо правильно
направлять процесс ознакомления с ней. Ставя перед ребенком различные
познавательные задачи, взрослый должен стремиться сделать его наблюдения
интересными и проследить, чтобы цель была достигнута. Самостоятельные
наблюдения дошкольника могут быть неполными, поверхностными. В этом случае
педагог должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил. Во всех случаях
ребенка надо выслушать, помочь ему правильно сказать и назвать. То, что он
увидел. Особенно важно услышать его ответы на поставленные вопросы. Для того,
что бы знания не оставались оторванным от жизни багажом, а способствовали
развитию мышления и чувств, необходимо в работе с детьми придерживаться
трехфазной технологии: актуализация опорных знаний – «Это я знал» (заяц осенью
меняет цвет шерсти на белый); осмысление основного содержания – «Вот это я
узнал» (крымские зайцы не белеют, лишь слегка светлеют); переосмысление
полученной информации – «Это я хочу узнать» (почему так происходит? Да потому,
что климат Крыма таков, что снег бывает редко, а на серой земле белая шубка
была бы слишком приметна для заячьих врагов). Если нет возможности наблюдать
какой-либо объект природы, картинка или фотография должна быть четкой, крупной,
реалистичной. А рассказ педагога – интересным, образным, не затянутым. У детей
еще слабо сформированы понятия о времени, величине. Используя в рассказе цифры
(размеры, сроки, количество и т. п.), необходимо провести аналогию на понятном
материале, показать наглядно (гнездо королька размером с теннисный мяч, а мидия
за один час очищает столько морской воды, сколько вмещается в трехлитровой
банке и т. п.). Все новое и непонятное требует обстоятельного объяснения,
интересного рассказа, сравнения с чем-то знакомым. Самое главное заинтересовать
ребенка. Маленькие дети любят действовать. Наблюдения, рассматривания
необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быт не
только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты.
Результат, каким бы он не получился, обязательно удовлетворит малыша. Можно
предложить детям сочинить историю о приключениях растения или животного,
организовать экскурсию в природоведческий зал краеведческого музея.
Природоведческие сказки, рассказы, легенды, загадки, пословицы и поговорки
помогут доходчиво и интересно донести изучаемый материал, способствуют лучшему
его усвоению и запоминанию. Пальчиковая гимнастика, физкультурные минутки и
динамические паузы тоже могут быть подчинены теме природы и способствовать
органичному закреплению полученных знаний. Обучающий характер может носить и
оформление групповой комнаты. В уголок книги необходимо выставлять книги о
природе Крыма с красочными иллюстрациями. Хорошо повесить карту Крыма,
адаптированную для детей. Детям особенно близко и дорого то, что они сами
вырастили. Знакомясь с природой, дети проводят посильную работу на земельном
участке. Движения на свежем воздухе во время прогулок, экскурсий, походов и
наблюдений развивают детей физически и укрепляют их здоровье. Но ведущей формой
деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок
естественным образом усваивает различные сложные представления (обобщенные,
динамические) о явлениях и закономерностях природы, закрепляет полученные
представления. Здесь на помощь придут дидактические и настольные игры и даже
подвижные, подчиненные природоведческой тематике. Прекрасно, если грамотно
организована работа с родителями. И они всячески поддерживают и подпитывают
интерес детей к родной природе (походы, экскурсии, приобретение печатного и
кино- материала и т. д.). Жизненная позиция человека формируется с детства.
Поэтому так важно заложит в детях основы экологической культуры тогда, когда
развитие внутреннего мира человека происходит особенно быстро. Детские
впечатления влияют на всю последующую жизнь человека: его поведение, поступки и
экологическую этику. Умение наблюдать за природой, видеть ее своеобразие и
красоту, замечать различные ее признаки и состояния – это задача не только
этического, но и умственного и нравственного воспитания ребенка. Педагог должен
не только знакомить ребенка с природой, но и учить относиться к ней бережно и
внимательно. Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к
природе необходимо, во-первых, для правильного, рачительного отношения к ней,
во-вторых, для развития высших нравственных чувств, какими являются гуманизм и
справедливость, предполагающие активную, действенную позицию ребенка в
отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т. п.). Любовь к
природе подразумевает не только пассивное созерцание (не портить, не
уничтожать, бережно относиться), но и созидание (выращивать, защищать,
охранять). Для того, чтобы дошкольники бережно, заботливо, гуманно относились к
природе, были нетерпимы к случаям нарушения правил общения с природой,
необходимо те знания, которые дети получают на занятиях по ознакомлению с
родной природой, подкреплять ежедневно в наблюдениях, опытах, играх, трудовой
деятельности и т. д. Без переживания ребенком чувства удовольствия,
заинтересованности, любопытства в различных видах игровой, трудовой, учебной,
творческой деятельности нельзя сформировать прочные знания и воспитать
бережное, любовное отношение к природе. А эффективнее всего проводить эту
работу на материале, очень близком ребенку – природе Крыма. Современные дети
живут в сложное время кризисов, природных катаклизмов, переоценки моральных и
культурных ценностей. В мире материальных ценностей, на которые нацелено
общество, очень важно не допустить формирования у детей потребительского,
повелительного отношения к природе. Ребенок, видящий красоту природы, познавший
заботу о ней, так же гуманно будет относиться и к людям. Поэтому так важно
посредством ознакомления с разнообразием удивительной крымской природы
сформировать в детях элементы экологического мировоззрения и воспитанности,
развить позитивное эмоционально-ценностное отношение к природному окружению.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.10.2022
Дата обновления: 10.10.2022
Дата публикации: 14.09.2022