11.11.2019
11.11.2019
Представление опыта работы по познавательно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей раннего и дошкольного возраста.
Демина Ольга Юрьевна, старший воспитатель,
Архипова Светлана Михайловна, воспитатель
Чтобы
беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав –
невозможно не полюбить. Сладков
А.Н. Роль
и место экскурсии для формирования основ экологической культуры дошкольников Большинство современных
детей, редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства
с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет
практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в
процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать,
планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать,
сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает
познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная
возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу
познания окружающего мира. Экологическое воспитание
дошкольников по ФГОС - это непрерывный процесс развития детей, направленный на
формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии: -устойчивых знаний о природе и
существующих в ней взаимосвязей; -бережного отношения к природе; -правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»; -моральных и экологически ценных установок,
поведенческих умений; -эмоциональной отзывчивости к живой природе; -положительных эстетических ощущений от любования
природой; -умений познавать особенности окружающего мира. В.
А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так,
чтобы каждый день он открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос
исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в
природе, облагораживал сердце и закалял волю. Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в
детском саду. Они дают возможность в
естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с
сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование
окружающей среды. Во время экскурсий
дошкольники начинают познавать мир природы во всем его
многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений. Экскурсии организуются с детьми, начиная со средней группы, но уже с
малышами совершаются целевые прогулки по территории детского сада. Здесь дети
имеют возможность путешествовать по экологической тропе. Экскурсии на природные объекты – это специальные образовательные маршруты в природных условиях, где
есть экологически значимые природные объекты. Дети любят экскурсии в
природу. Возможность выйти за пределы детского сада, увидеть новые места,
собрать природный материал, получить новые знания, наконец, поиграть и
порезвиться на лоне природы, - все это радует их, повышает их жизненный тонус,
обостряет восприятие и в целом - способствует лучшему усвоению программного
материала. Наш детский сад имеет уникальную возможность
проложить экологические маршруты в живой природе. Для работы по экологическому
воспитанию детей средствами природы нами была разработана система
природоведческих экскурсий - маршрутов на природные объекты села Тыгиш: березовая
роща, сосновый лес, речки Кунара и Соловьюшка, луга и сельскохозяйственные поля.
Содержанием экскурсии
является обследование близлежащей местности села для формирования представлений
об окружающих природных условиях, рельефе местности, экологической обстановке,
наличии животных и растений. Большое значение для
экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов
взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном
материале с флорой и фауной родных мест, с разнообразной деятельностью взрослых
в природе, многогранной практической работой по охране природы. Главный компонент любой
природоведческой экскурсии - это
коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются основные программные
задачи. Наблюдая, дети подмечают характерные признаки предметов и явлений,
устанавливают связи между ними. Обязательно на каждой экскурсии выделяется
время для самостоятельной деятельности детей. Ведь именно здесь у ребенка есть
возможность проявить себя исследователем, открывателем тайн природы. Дети
должны не получать готовые знания, а находить их самостоятельно. Например, наблюдая за муравейником, убеждаются, что
насекомые в лесу находят и пищу, и строительный материал для своего жилища. Но,
рассмотрев груз, который по многочисленным дорожкам муравьи тащат в свой дом,
дети делают заключение о том, что муравьи являются санитарами леса. Ценно то, что ближайшее
природное окружение позволяет нам
побывать на одних и тех же объектах в разные времена года и проследить с
дошкольниками сезонные изменения. Одним из этапов работы
является оформление паспортов маршрутов на природные объекты села, которые
содержат карту-схему с указанием изучаемых объектов. Здесь дается описание
точек тропы с необходимой информацией для воспитателей. Перед выходом детям
сообщается маршрут, рассматривается карта маршрута, определяются остановки, цели
экскурсии. Уточняются с детьми правила безопасного поведения во время экскурсии
и на объектах (не бросаться камнями, находиться рядом со всеми, быть
осторожными с насекомыми и т. д.). Наше село располагается
на берегу реки Кунара, куда мы ходим с детьми. Здесь не только любуемся живописным пейзажем, но и знакомим детей с водно-прибрежной экосистемой,
рассматриваем водных обитателей и их приспособленность к жизни в водной среде. Одна из точек экскурсионных
маршрутов - березовая роща, которая
находится вблизи детского сада, здесь дети рассказывают все, что знают о лесе,
продолжают знакомиться с его различными жизненными формами растительного и
животного мира, определенной группировкой и ярусным размещением. Здесь дети
учатся различать деревья и кустарники по
расположению и толщине ветвей, окраске и поверхности коры, форме и величине
листьев. Экскурсионные маршруты
проходят в разное время года, но летняя и осенняя пора наиболее благоприятны
для организации природоведческих экскурсий.
В эти периоды очень интересен и привлекателен луг. Такие экскурсии помогают уточнить знания о
насекомых луга; сформировать у дошкольников представление о взаимосвязях
насекомых и растений; научить узнавать и
различать луговые травы: клевер, мышиный горошек, тысячелистник, василек;
закрепить правила поведения в природе: не уничтожать насекомых, не рвать без
необходимости цветы. Чтобы поддержать
интерес детей к жизни луговых растений проводятся исследования «Живые
барометры»: наблюдение за реакцией отдельных растений на изменения в окружающей
среде. Также в маршрут
включена точка «Осторожно, мусор!», это места отдыха людей на природе и его
последствия для растений и животных (отрицательный пример: вытоптанные участки,
мусор, замусоренный водоем, костры, сломанные деревья; положительный пример:
специально оборудованные чистые места отдыха, кормушки для лесных жителей). Полученные на
экскурсиях представления, результаты наблюдений и собранные материалы используются на последующих занятиях, играх, исследованиях,
воплощаются в поделках. Работа не заканчивается после возвращения детей в
детский сад – она продолжается в реализации экологических проектов «Березовая
роща – любимый уголок моего детства», «Река, речка, речушка…» и др. В проектную
деятельность вовлекаются не только родители воспитанников, но и жители села,
неравнодушные к природе родного края. Проведение
экологических акций связанные с сохранением природной среды села, затрагивают
жизнь каждого человека в каждый момент его жизни. И их решение возможно лишь
тогда, когда это общее дело приобретет как можно больше активных сторонников. Уникальность экскурсий
на природу состоит в том, что выстраивается система работы, которая проходит в
естественных природных условиях: в лесу, на лугу, на водоеме, где большое
разнообразие растений и животных. Все знания, умения,
навыки, чувства, убеждения, которые формируются в ходе экскурсий на природу,
направлены на решение одой из самых гуманных задач нашего времени – оптимизации
отношений человека с природной средой. Таким
образом, экскурсии в природу являются эффективным средством воспитания и
обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех
сторон личности воспитанника. Но оздоровительное, воспитательное и развивающее
значение для детей будут иметь лишь те экскурсии в природу, которые правильно
подготовлены и организованы. Чаще всего впечатления о родной природе,
полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда
определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь. Мы надеемся, что наши
воспитанники вырастут чуткими,
любознательными, восприимчивыми к красоте окружающей природы людьми, и будем
прилагать к этому все усилия! Литература: 1.Букин А.П. В дружбе с
людьми и природой. – М.: Просвещение, 2004. 2.Васильева А.И. Учите
детей наблюдать природу. – М., 2002. 3.Зенина Т. Наблюдаем,
познаем, любим: // Дошкольное воспитание. -2003.- № 7
Copyright © 11.11.2019
26.10.2018
Лапочкина С.А., заведующий МДОУ детский сад № 28
Демина О.Ю., ст.воспитатель
Организация
эффективной предметно-пространственной среды в ДОУ как средство воспитания экологической
культуры детей дошкольного возраста
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф.Тютчев
Природа
окружает ребенка с ранних лет. Ребенок - дошкольник живет в конкретной
социальной, культурной, природной среде. И сила природы, ее воздействие на
формирование личности ребенка хорошо известна. Умение наблюдать, вырабатываемое
в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику
мысли. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы,
формируется чувство прекрасного. В процессе экологического образования у детей
формируются познавательные действия, развивается познавательная мотивация и
интерес к миру природы, любознательность, творческая активность.
Основная
цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на
природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить
окружающий мир и бережно относиться к нему.
Грамотно
организованная предметно-развивающая
среда экологического содержания
обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии,
общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к
ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому. Вот почему
в работе по экологическому воспитанию дошкольников основной упор должен
быть сделан на организацию эколого-развивающей среды.
Эколого-развивающая
среда, должна соответствовать следующим требованиям: предоставлять ребенку
свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда
должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад,
обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.
Предметно развивающая среда должна создавать условия для:
-познавательного
развития ребенка;
-эколого-эстетического
развития ребенка;
-оздоровления
ребенка;
-формирования
нравственных качеств ребенка;
-формирования
экологически грамотного поведения;
-экологизации
различных видов деятельности ребенка.
Любая
развивающая среда состоит из разнообразных элементов,
каждый, из
которых выполняет свою функциональную роль.
В
дошкольных группах созданы экологические центры, центры науки, «зеленые зоны»,
в зимнее время в каждой группе организуются «огороды на окне», в группах
имеется методическая, справочная и детская литература, наглядные пособия
экологического содержания.
В
ДОУ имеется зимний сад, где дети с огромной любознательностью и интересом
познают окружающую природу. Такой зеленый уголок наполнен всевозможными видами растений разных
климатических зон и представляет собой отдельное помещение - для знакомства детей с различными
комнатными цветами, для развития у них навыков классификации объектов по
различным признакам, сенсорных навыков. Зона релаксации – это уголок с
фонтаном,предназначенная для отдыха детей.
В
детском саду организована и оснащена экологическая комната, где представлены: экологический
план села, макеты природно-климатических зон, уголок сельского подворья, имеется
уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, атласы,
периодические издания, собраны гербарии и коллекция природных и ископаемых материалов.
Здесь
дети выращивают рассаду для теплицы и цветников, учатся выращивать комнатные
цветы черенками, сегментами листа, семенами.
Живой
уголок -самое любимое место ребят, где они могут наблюдать за его обитателями:
морской и сухопутной черепахами, рыбками, кроликом, шиниллами, волнистыми попугайчиками и другими
обитателями. Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет
дошкольникам не только наблюдать за рыбками,птицами и растениями, но и
принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов.
Такая деятельность способствует формированию у детей бережного отношения к природе,
воспитывает доброту и отзывчивость.
На
базе дошкольного учреждения в рамках образовательного процесса функционирует
кружок эколого - биологической направленности «Мы – друзья природы», на
занятиях которого, реализуется программа
«Всюду жизнь!» для детей дошкольного возраста.
На
территории детского сада создана экологическая тропа. В качестве объектов
экологической тропы взяты разнообразные деревья, кустарники, цветы, птицы,
муравейники, насекомые, населяющие участки, огород, теплица.Составлена карта-схема
экологической тропинки с нанесением маршрутов и всех ее объектов.
Изготовлены выносные знаки, обозначающие
каждую точку. По каждой точке экологической тропы разработаны паспорта и
реализованы проекты.На тропе проводятся наблюдения, эксперименты, игры,
театрализованные занятия, экскурсии, дети трудятся на огороде и в теплице.
Также в ДОУ созданы благоприятные условия для
выращивания растений цветника, теплицы и огорода: обеспечено обновление грунта,
продумана и организована система полива,
имеется рабочий инвентарь для работы детей и взрослых.
Дети
проявляют активный интерес к экологии именно потому, что тут они могут многое
сделать своими руками, они задают интересующие вопросы и сами же ищут на них
ответы.
Родители
принимают активное участие в создании условий на экологической тропе.
Ремонтируют оборудование на участках, высаживают деревья, цветы.
Продолжением
наблюдений, исследований является экологические
маршруты в естественных условиях. Они включают в себя березовую рощу,
реку Кунара и Соловьюшка, близлежащие сельскохозяйственные поля, сосновый бор -
все это уникальная возможность показать детям всю красоту нашей местной природы
и познакомить их с «местными жителями» флоры и фауны.
Экскурсии
— один из основных видов деятельности и особая форма организации работы по
экологическому воспитанию. На экскурсиях мы знакомим детей с
растениями,животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует
образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря
экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе.
Наличие
экологической тропы позволяет осуществлять разработку и реализацию
разнообразных экологических проектов,таких как: «Деревья – мои друзья», «В
гостях у божьей коровки», «Зеленая
аптека».Проектная деятельность как никакая другая поддерживает детскую
познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный
позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных
действий в разнообразных обстоятельствах, помогает замысел оформить в виде
культурно-значимого продукта.Технология проектирования помогает вовлечь
родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного
учреждения, ведь обязательное условие проектной деятельности - участие
родителей.
В
ДОУ проводятся экологические акции, направленные на сохранение и сбережение
родной природы: «Сохраним березовую рощу», «Покормите птиц зимой!», «Цветы для мамы».В
процессе этой деятельности дошкольники осознают свою позитивную роль в жизни
природы родного края, что окажет благотворное влияние не только на развитие
эмоциональной и интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и
нравственности.
Ежегодно
ДОУ принимает участие в экологической кейс-игре для дошкольников GreenTeam
проводимой МБУ ДО Центр детского
творчества «Креатив», где занимают призовые места (1 место, заповедные уголки
моего детства проект «Березовая роща – любимый уголок моего детства», 2017г., 1
место, проект «Защитники растений», 2018г.)
В
рамках взаимодействия с ГБОУ ДОП СО «Центр дополнительного образования детей
«Дворец Молодежи» экологического отделения,
являемся постоянными участниками семинаров и конференций по
распространению практик экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Таким
образом, грамотная организация эколого-развивающей среды и осуществление в ней
совместной эколого содержательной деятельности детей и воспитателя обеспечит
формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с
объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и
обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.
Список литературы
1.
Кунченко Н. С., Кошелева А. А. Зимний сад в экологическом образовании
дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 46-47.
2. Николаева
С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для
воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 96с.
3.
Рыжова Н.А. Экологический проект «Мое дерево»/ Текст публикуется в авторской
реакции. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», ТЦ «СФЕРА», 2006. – 256 с., 8 л.ил.
Copyright © 26.10.2018