Опыт работы по экологическому воспитанию

11.11.2019

Областной методический семинар «Познавательно-исследовательская деятельность в рамках экологического образования детей раннего и дошкольного возраста» (с презентацией опыта работы гг. Богданович, Сухой Лог, Камышлов, Ирбит)

11.11.2019

Представление опыта работы по познавательно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей раннего и дошкольного возраста. 


Демина Ольга Юрьевна, старший воспитатель, 

Архипова Светлана Михайловна, воспитатель 


Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить.

Сладков А.Н.

 

 

Роль и место экскурсии для формирования основ экологической культуры дошкольников

   

Большинство современных детей, редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС - это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

-устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;

-бережного отношения к природе;

-правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;

-моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;

-эмоциональной отзывчивости к живой природе;

-положительных эстетических ощущений от любования природой;

-умений познавать особенности окружающего мира.

В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений.

Экскурсии организуются с детьми, начиная со средней группы, но уже с малышами совершаются целевые прогулки по территории детского сада. Здесь дети имеют возможность путешествовать по экологической тропе.

Экскурсии на природные объекты – это специальные образовательные маршруты в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.

Дети любят экскурсии в природу. Возможность выйти за пределы детского сада, увидеть новые места, собрать природный материал, получить новые знания, наконец, поиграть и порезвиться на лоне природы, - все это радует их, повышает их жизненный тонус, обостряет восприятие и в целом - способствует лучшему усвоению программного материала.

Наш  детский сад имеет уникальную возможность проложить экологические маршруты в живой природе. Для работы по экологическому воспитанию детей средствами природы нами была разработана система природоведческих экскурсий - маршрутов на природные объекты села Тыгиш: березовая роща, сосновый лес, речки Кунара и Соловьюшка, луга и сельскохозяйственные поля.

Содержанием экскурсии является обследование близлежащей местности села для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, экологической обстановке, наличии животных и растений.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с флорой и фауной родных мест, с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы.

Главный компонент любой природоведческой экскурсии -  это коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются основные программные задачи. Наблюдая, дети подмечают характерные признаки предметов и явлений, устанавливают связи между ними. Обязательно на каждой экскурсии выделяется время для самостоятельной деятельности детей. Ведь именно здесь у ребенка есть возможность проявить себя исследователем, открывателем тайн природы. Дети должны не получать готовые знания, а находить их самостоятельно. Например,  наблюдая за муравейником, убеждаются, что насекомые в лесу находят и пищу, и строительный материал для своего жилища. Но, рассмотрев груз, который по многочисленным дорожкам муравьи тащат в свой дом, дети делают заключение о том, что муравьи являются санитарами леса.

Ценно то, что ближайшее природное окружение позволяет  нам побывать на одних и тех же объектах в разные времена года и проследить с дошкольниками сезонные изменения.

Одним из этапов работы является оформление паспортов маршрутов на природные объекты села, которые содержат карту-схему с указанием изучаемых объектов. Здесь дается описание точек тропы с необходимой информацией для воспитателей.

Перед выходом детям сообщается маршрут, рассматривается карта маршрута, определяются остановки, цели экскурсии. Уточняются с детьми правила безопасного поведения во время экскурсии и на объектах (не бросаться камнями, находиться рядом со всеми, быть осторожными с насекомыми и т. д.).

Наше село располагается на берегу реки Кунара, куда мы ходим с детьми.    Здесь не только любуемся  живописным пейзажем, но и знакомим  детей с водно-прибрежной экосистемой, рассматриваем водных обитателей и их приспособленность к жизни в водной среде.

Одна из точек экскурсионных маршрутов -  березовая роща, которая находится вблизи детского сада, здесь дети рассказывают все, что знают о лесе, продолжают знакомиться с его различными жизненными формами растительного и животного мира, определенной группировкой и ярусным размещением. Здесь дети учатся различать  деревья и кустарники по расположению и толщине ветвей, окраске и поверхности коры, форме и величине листьев.

Экскурсионные маршруты проходят в разное время года, но летняя и осенняя пора наиболее благоприятны для организации природоведческих экскурсий.  В эти периоды очень интересен и привлекателен луг. Такие  экскурсии помогают уточнить знания о насекомых луга; сформировать у дошкольников представление о взаимосвязях насекомых и растений; научить  узнавать и различать луговые травы: клевер, мышиный горошек, тысячелистник, василек; закрепить правила поведения в природе: не уничтожать насекомых, не рвать без необходимости цветы.  Чтобы поддержать интерес детей к жизни луговых растений проводятся исследования «Живые барометры»: наблюдение за реакцией отдельных растений на изменения в окружающей среде.

Также в маршрут включена точка «Осторожно, мусор!», это места отдыха людей на природе и его последствия для растений и животных (отрицательный пример: вытоптанные участки, мусор, замусоренный водоем, костры, сломанные деревья; положительный пример: специально оборудованные чистые места отдыха, кормушки для лесных жителей).

Полученные на экскурсиях представления, результаты наблюдений и собранные материалы  используются на последующих занятиях, играх, исследованиях, воплощаются в поделках. Работа не заканчивается после возвращения детей в детский сад – она продолжается в реализации экологических проектов «Березовая роща – любимый уголок моего детства», «Река, речка, речушка…» и др. В проектную деятельность вовлекаются не только родители воспитанников, но и жители села, неравнодушные к  природе родного края. Проведение экологических акций связанные с сохранением природной среды села, затрагивают жизнь каждого человека в каждый момент его жизни. И их решение возможно лишь тогда, когда это общее дело приобретет как можно больше активных сторонников.

Уникальность экскурсий на природу состоит в том, что выстраивается система работы, которая проходит в естественных природных условиях: в лесу, на лугу, на водоеме, где большое разнообразие растений и животных.

Все знания, умения, навыки, чувства, убеждения, которые формируются в ходе экскурсий на природу, направлены на решение одой из самых гуманных задач нашего времени – оптимизации отношений человека с природной средой.

Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности воспитанника. Но оздоровительное, воспитательное и развивающее значение для детей будут иметь лишь те экскурсии в природу, которые правильно подготовлены и организованы. Чаще всего впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.

Мы надеемся, что наши воспитанники вырастут  чуткими, любознательными, восприимчивыми к красоте окружающей природы людьми, и будем прилагать к этому все усилия!

 

Литература:

1.Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 2004.

2.Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. – М., 2002.

3.Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. -2003.- № 7

   

Областной методический семинар тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС ДО

26.10.2018



Лапочкина С.А., заведующий МДОУ детский сад № 28

Демина О.Ю., ст.воспитатель




IMG_2877.jpg

 

Организация эффективной предметно-пространственной среды в ДОУ как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.Тютчев

 

Природа окружает ребенка с ранних лет. Ребенок - дошкольник живет в конкретной социальной, культурной, природной среде. И сила природы, ее воздействие на формирование личности ребенка хорошо известна. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы, формируется чувство прекрасного. В процессе экологического образования у детей формируются познавательные действия, развивается познавательная мотивация и интерес к миру природы, любознательность, творческая активность.

Основная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Грамотно организованная  предметно-развивающая среда  экологического содержания обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому. Вот почему в работе по экологическому воспитанию дошкольников основной упор должен быть сделан на организацию эколого-развивающей среды.

Эколого-развивающая среда, должна соответствовать следующим требованиям: предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой. Предметно развивающая среда должна создавать условия для:

-познавательного развития ребенка;

-эколого-эстетического развития ребенка;

-оздоровления ребенка;

-формирования нравственных качеств ребенка;

-формирования экологически грамотного поведения;

-экологизации различных видов деятельности ребенка.

Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов,

каждый, из которых выполняет свою функциональную роль.

В дошкольных группах созданы экологические центры, центры науки, «зеленые зоны», в зимнее время в каждой группе организуются «огороды на окне», в группах имеется методическая, справочная и детская литература, наглядные пособия экологического содержания.

В ДОУ имеется зимний сад, где дети с огромной любознательностью и интересом познают окружающую природу. Такой зеленый уголок  наполнен всевозможными видами растений разных климатических зон и представляет собой отдельное  помещение - для знакомства детей с различными комнатными цветами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Зона релаксации – это уголок с фонтаном,предназначенная для отдыха детей.

В детском саду организована и оснащена экологическая комната, где представлены: экологический план села, макеты природно-климатических зон, уголок сельского подворья, имеется уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, атласы, периодические издания, собраны гербарии и  коллекция природных и ископаемых материалов.

Здесь дети выращивают рассаду для теплицы и цветников, учатся выращивать комнатные цветы черенками, сегментами листа, семенами.

Живой уголок -самое любимое место ребят, где они могут наблюдать за его обитателями: морской и сухопутной черепахами, рыбками, кроликом, шиниллами,  волнистыми попугайчиками и другими обитателями. Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за рыбками,птицами и растениями, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов. Такая деятельность способствует формированию у детей бережного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость.

На базе дошкольного учреждения в рамках образовательного процесса функционирует кружок эколого - биологической направленности «Мы – друзья природы», на занятиях которого,  реализуется программа «Всюду жизнь!» для детей дошкольного возраста.

На территории детского сада создана экологическая тропа. В качестве объектов экологической тропы взяты разнообразные деревья, кустарники, цветы, птицы, муравейники, насекомые, населяющие участки, огород, теплица.Составлена карта-схема экологической тропинки с нанесением маршрутов и всех ее объектов. Изготовлены  выносные знаки, обозначающие каждую точку. По каждой точке экологической тропы разработаны паспорта и реализованы проекты.На тропе проводятся наблюдения, эксперименты, игры, театрализованные занятия, экскурсии, дети трудятся на огороде и в теплице.

Также  в ДОУ созданы благоприятные условия для выращивания растений цветника, теплицы и огорода: обеспечено обновление грунта, продумана и организована  система полива, имеется рабочий инвентарь для работы детей и взрослых.

Дети проявляют активный интерес к экологии именно потому, что тут они могут многое сделать своими руками, они задают интересующие вопросы и сами же ищут на них ответы.

Родители принимают активное участие в создании условий на экологической тропе. Ремонтируют оборудование на участках, высаживают деревья, цветы.

Продолжением наблюдений, исследований является экологические  маршруты в естественных условиях. Они включают в себя березовую рощу, реку Кунара и Соловьюшка, близлежащие сельскохозяйственные поля, сосновый бор - все это уникальная возможность показать детям всю красоту нашей местной природы и познакомить их с «местными жителями» флоры и фауны.

Экскурсии — один из основных видов деятельности и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. На экскурсиях мы знакомим детей с растениями,животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе.

Наличие экологической тропы позволяет осуществлять разработку и реализацию разнообразных экологических проектов,таких как: «Деревья – мои друзья», «В гостях у божьей коровки»,        «Зеленая аптека».Проектная деятельность как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает замысел оформить в виде культурно-значимого продукта.Технология проектирования помогает вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения, ведь обязательное условие проектной деятельности - участие родителей.

В ДОУ проводятся экологические акции, направленные на сохранение и сбережение родной природы: «Сохраним березовую рощу», «Покормите птиц зимой!», «Цветы для мамы».В процессе этой деятельности дошкольники осознают свою позитивную роль в жизни природы родного края, что окажет благотворное влияние не только на развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности.

Ежегодно ДОУ принимает участие в экологической кейс-игре для дошкольников GreenTeam проводимой  МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», где занимают призовые места (1 место, заповедные уголки моего детства проект «Березовая роща – любимый уголок моего детства», 2017г., 1 место, проект «Защитники растений», 2018г.)

В рамках взаимодействия с ГБОУ ДОП СО «Центр дополнительного образования детей «Дворец Молодежи» экологического отделения,  являемся постоянными участниками семинаров и конференций по распространению практик экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Таким образом, грамотная организация эколого-развивающей среды и осуществление в ней совместной эколого содержательной деятельности детей и воспитателя обеспечит формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.

  

Список литературы

 

1. Кунченко Н. С., Кошелева А. А. Зимний сад в экологическом образовании дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 46-47.

2.  Николаева  С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 96с.

3. Рыжова Н.А. Экологический проект «Мое дерево»/ Текст публикуется в авторской реакции. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», ТЦ «СФЕРА», 2006. – 256 с., 8 л.ил.

   


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.